Суд стал орудием разбоя

На модерации Отложенный

Происходящее в нашей стране уже не удивляет никого. Но за последние пару лет дела вышли на феерический виток, имя которому, как правильно заметил Гоша, — запредельная безнаказанность. Такая, когда уже ничего не нужно скрывать — нет ни страха наказания, ни стыда, ни даже личного понимания, что твои действия идут вразрез с мировой моралью. Боялись, что запретят свободу слова? Получите: свобода слова в целом есть, только она существует параллельно с проблемами и никакой силы не имеет. В известном смысле такая же свобода слова есть и у баранов, которых везут на мясокомбинат.

Все делается открыто. Мы живем в мире, где убийц отпускают под залог, жена мэра получает медали на конкурсе самых богатых женщин мира, пансионаты управления делами президента закупают для своих нужд члены-вибраторы и выкладывают списки покупок в открытый доступ, президент в своем блоге пишет без лишних пояснений, что когда вымогают взятку, надо быть вежливым и интересоваться гарантиями, а уж судебные постановления наших дней — просто фантастика.

Суд над художественной выставкой, который мы обсуждали на днях, даже не самый яркий показатель: оказывается в этом году другой суд уже осудил картину классика Васнецова как оскорбляющую православие.

Суд стал современным оружием разбоя. Никто уже не грабит банки и почтовые дилижансы — эту профессию вытеснили современные технологии. Сейчас просто оформляется бумага, что почтовый дилижанс принадлежит другому владельцу, и суд ее заверяет. А против директора банка находят лжесвидетеля и возбуждают уголовное дело за разбитое мячом окно 30 лет назад. После чего директор банка, адвокат директора банка, помощник адвоката директора банка, собака помощника адвоката директора банка — все по цепочке берутся под стражу и отправляются за решетку. Сопровождающие все это громкие обсуждения в прессе, в интернете и даже (бывает) в теленовостях, напоминают блеяние баранов из кузова, но никакого эффекта не дают. Можно было не разобраться в деле Ходорковского (мало ли, кто прав среди нефтяных магнатов), но следом пошли дела Чичваркина и вереница лиц, у которых судом отобрали бизнес, не имеет конца. Из свеженького: рассказывает из тюрьмы бывший владелец знаменитой сети компьютерных магазинов «Санрайз», как у него отобрали бизнес.

Сегодня я прочитал у Антона совершенно запредельную историю, которую не могу назвать иным словом, как очередное спланированное рейдерство. Перескажу.

Сто лет назад жил и творил знаменитый фантаст-классик Беляев («Человек-амфибия», «Голова профессора Доуэля»). Умер от голода в январе 1942 в блокадном Ленинграде. По закону через 50 лет права на его творчество становятся достоянием всего мира — с 1992. И вот недавно (сейчас прошло 68 лет со дня смерти) издательство «Аст» («Астрель») выпускает книгу классика русской фантастики тиражом 25000. Да и кто только не выпускал Беляева за эти годы! Но вернемся к «АСТ». Тираж очень скромный (малоизвестные авторы в сериях типа «Сталкер» издаются втрое большими тиражами). Оно и понятно — купит Беляева в 2010 только немолодой ценитель.

Тем временем (следите за руками) другое издательство «Терра» находит наследницу Беляева, заключает с ней договор и параллельно издает «официальный» шеститомник. Затем идет в суд: наш конкурент «АСТ» издал Беляева незаконно, нанес нам ущерб!

Чьей поддержкой заручилась «Терра» и кто ей планировал эту акцию — мы не знаем. Но тут начинается цирк. Суд говорит: да, права истекли в 1992. Но давайте не будем считать годы войны! Есть некая загадочная «норма Гражданского кодекса РФ», согласно которой «если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, срок действия исключительного права увеличивается на четыре года». Смысл этой поправки для меня загадочен, поскольку речь о том, какое количество лет после смерти автора права будут принадлежать наследникам. Какое отношение имеют наследники к работе автора в годы войны — загадка. И не факт, что Беляев продолжал работать в «годы» войны — он прожил 7 месяцев: перед роковым июнем перенес настолько тяжелую операцию, что не мог даже эвакуироваться, а в январе умер от голода. Но дело не в этом. Итак, к 1992 суд прибавляет 4 года войны и получает число 1996, окей? Казалось бы, разница невелика. Но ЗА ЭТО ВРЕМЯ (в 1993) вступил в силу новый закон, удлиняющий срок с 50 до 70 лет после смерти автора!

Разумеется, обратной силы закон не имеет. Но поскольку мы накинули 4 года, то как бы получилось, что права истекли позже нового закона. Итак, суд доказал, что книга издана незаконно.

Осталось выяснить размер ущерба. Как его выяснить? Для этого издательство «Терра» издает «официальный» шеститомник Беляева. О тираже умалчивается, но цена шеститомника назначается 114151 руб 90 коп. Именно так, это не опечатка: почти 4000$ за шесть книжек. Как достигнута такая цена? Коллекционное издание, Италия, кожа, золото, стразы по корешку. Сам не видел, в книжных и на Озоне чудо не встречалось, понятное дело. Кто купит шеститомник Беляева за 4 тыщи баксов? А это и не важно. Потому что теперь «Терра» может смело сказать, что его не покупают из-за пиратского издания «АСТ».

Итак, сумма ущерба. Умножаем 25000 книг «АСТ» на стоимость золотого шеститомника издательства «Терра» и получаем почти 3 миллиарда рублей! Добавляем сюда издержки, моральные компенсации и цену нового калькулятора (обычный с такими цифрами уже не справляется) и получаем, что издательство «АСТ» должно выплатить конкуренту... СЕМЬ МИЛЛИАРДОВ РУБЛЕЙ. Или, грубо говоря, ЧЕТВЕРТЬ МИЛЛИАРДА ДОЛЛАРОВ. Это не чья-то шутка, это официальные цифры.

А четверть миллиарда долларов, как нетрудно догадаться, и составляет саму стоимость издательства «АСТ». Чичваркин продал свою «Евросеть» в 5 раз дороже, так они и была в 5 раз крупнее.

И этот фантастический бред, не снившийся Беляеву, — не ходатайство перегревшегося фрика, а уже решенное судебное дело. Официально вынесенное постановление. По которому издательство «АСТ» должно целиком отдать себя издательству «Терра» за то, что издало книжку Беляева через 68 лет после его смерти.

Все всё знают. Все всё понимают. Открыто лежит постановление, известна фамилия судьи и прочие материалы. Так и надо. А кого стесняться? Медведева с его айподом? Народа? Иностранную прессу? Да все давно в курсе. Наследница Беляева? Плевать на нее, а будет вякать — за такие деньги у нее дома найдут неоплаченный коммунальный счет или наркотики в кошачьем корме, и закроют на 8 лет.

Лично для меня отдельный черный юмор в том, что «АСТ» — это мое издательство с 1998 года. И если постановление войдет в силу (а что бы ему не войти, если речь о таких суммах?), то в дележе развалин «АСТ» исчезнет или отложится на непонятные годы и моя книга, которую я сдал месяц назад, и та, которую по полуустным договоренностям я должен начать писать сейчас. И в той книжке о следователе и пингвине в 23 веке, от которой у меня второй год ломятся все блокнотики, готовилось много смешных эпизодов — и про суды 23 века, и про коррупцию 23 века, и про наследие классиков, которое в 23 веке (как озвучивают в диалоге герои) стало для России заменой исчерпавшейся нефти и продается как сырье, которое перегоняют в топливо для сюжетных двигателей интерактивных сериалов. И была там отдельная шутка про некую тетку Варвару, родственницу не-будем-называть-какого писателя 21 века (не прямую, а через усыновленного робота в генетическом древе), которая выигрывает суд через 200 лет после его кончины, поскольку ей удается доказать, что писатель был не похоронен, а посмертно крионирован (заморожен) в надежде на оживление в будущем, а значит, смертью это считать нельзя, и права наследников еще не истекли... Такова была одна из боковых сюжетных веток, записанная в блокноте еще год назад, я ее пару раз близким друзьям зачитывал. И вот злая ирония: теперь эта книга повиснет из-за того, что примерно таким же фантастическим способом вполне современный суд «подвинул во времени» сроки наследования фантаста Беляева, и мое издательство пустили с молотка.

Я, как и вы, совершенно не знаю, чем кончится рейдерский захват «АСТ» — может, решат дело откатом скромной суммы, может, чуть более государственную крышу найдут, но вероятнее всего, постановление суда не будет отменено, и всё приберет к рукам зловещая «Терра». Ясно одно: все уже так далеко зашло в нашей стране и так прогнило коррупцией снизу и до самого верха, что надежд построить правовое государство уже не осталось. И мы с вами, простые граждане, увы, ничего не сможем сделать. И кто верит во всякие синие ведерки и «выведем в топ!» — тот просто инфантильный сетевой дурачок, которому хочется думать, что топ читает боженька.