Возвращение корабля изгнанников

На модерации Отложенный

На острове Лемнос сейчас не так жарко, как в Москве. Я прибыл сюда на корабле, который следует по маршруту русской белой эмиграции после эвакуации из Крыма в 1920м году, только в обратном порядке. Как известно, 90 лет назад войска генерала Врангеля были вынуждены покинуть Крым, который тогда занимала Красная Армия, и по согласованию с союзниками, прежде всего с Францией, части были эвакуированы и размещены в разных местах. Сначала русский флот вышел в Константинополь. Затем оттуда гвардия была переселена в Галлиполи, а казачьи части были экстренно отправлены на остров Лемнос, где я в данный момент и нахожусь. Русский флот, который по условиям соглашения с Францией переходил в ее собственность, был отправлен в Тунис, в Безерту, где и закончил свои дни, и где французы его распродавали либо утилизировали.

В течении последней недели корабль с большой группой россиян и потомков эмигрантов – галлиполийцев, лемносцев, безертцев – посещает эти места. Путешествие посвящено воссоединению русской нации, которая оказалась расколота в годы гражданской войны. И все это по-настоящему трогает и происходит на высокой эмоциональной ноте, с участием Русской Православной Церкви – как зарубежной, так и московского патриархата. Мы посещаем русские кладбища, встречаемся с потомками тех людей, которые высаживались здесь в двадцатом году. Путеществие завершится в Севастополе в день военно-морского флота РФ. Корабль изгнанников, который в 1920 году вышел из Севастополя, 25 июля 2010 года вернется в родной порт.

Сейчас, спустя 90 лет, люди снова разговаривают друг с другом. Две разные России, которые молятся на одни и те же иконы, употребляют одни и те же слова, но вкладывают в них абсолютно разный смысл.

И чтобы преодолеть этот смысловой разрыв, 300 человек отправились в поход.

В путешествии мы привлекаем внимание и решаем проблемы русских захоронений, святынь и церквей, которые находятся за пределами РФ. На этих кладбищах лежат представители разных наций. Однако в отличие от остальных захоронения наших бывших соотечественников в крайне запущенном состоянии. Что не удивительно, ведь Советский Союз не ухаживал за могилами белогвардейцев. Сейчас все меняется. В основном, конечно, восстановлением занимаются не государственные, а российские общественные организации – Фонд святого всехвального апостола Андрея Первозванного, Центр Национальной Славы России, а также в какой-то мере и наш фонд «Русский мир», который я возглавляю.

Сегодня мы едем на встречу с молодежным православным отрядом, который каждое лето работает на Лемносе по восстановлению казачьих кладбищ. Здесь, кстати, жили не только казаки – в мае 1920 года на Лемнос высадились члены семей белогвардейских офицеров, которые еще продолжали воевать в Крыму - их дети и жены, больные и раненные. В то время на острове случилось несколько эпидемий, когда умерло много женщин и детей. Их тоже хоронили на этом кладбище, и почти на 90 лет эти захоронения были заброшены никто не вспоминал были заброшены. Постепенно память о них восстанавливается, на основании воспоминаний и схем захоронений из эмигрантских архивов. К тому же в походе принимают участие и прямые потомки тех людей, которые остались лежать в этой земле.