С кем воюем?

На модерации Отложенный

В этом жарком июле тихо и незаметно наступил двадцатилетний юбилей новой эпохи международных отношений: ровно двадцать лет назад, в июле 1990 года на сессии НАТО было констатировано окончание Холодной войны. Окончилась она после наступления перестройки, гласности, демократизации, нового мышления в СССР, с распадом Восточного блока, с договорами о разоружении и политически связанными кредитами Парижского клуба. Иными словами, говоря проще, США победили СССР в Холодной войне, но победа был одержана, образно говоря, не сокрушительным нокаутом, а умелым маневрированием и техническим превосходством одного из противников в некоем "договорном матче". Только вот условия договора не были четко определены, и стороны до сих пор спорят, ссорятся и торгуются, загрязняя международную атмосферу.

Вроде бы сначала нам были предложены условия капитуляции почетные, хотя и не очень выгодные, и не очень точно определенные, а потом как-то так получилось, что победители стали мало считаться с побежденными. Россия это терпела из корыстных побуждений целых восемь лет, и только после дефолта 1998 года, когда уже нечего было рассчитывать на дальнейшие займы и инвестиции, а также после белградских бомбардировок, когда на наши приоритеты и миротворческие потуги в НАТО смотрели как на шалости умственно отсталых, наши отношения испортились. И хотя террористические акты в США в сентябре 2001 года ненадолго обозначили потепление, но вторжение США в Ирак, расширение НАТО на Восток и поддержка антироссийских сил на пространстве бывшего СНГ в очень значительной степени рассорили наши страны к 2008 году.

При этом за десятилетний период с 1998 по 2008 годы в России была проведена целенаправленная компания по созданию антиамериканского общественного мнения как части общей системы борьбы с внутренней оппозицией и сплочения пророссийских сил в ближнем Зарубежье. Мода эта захватила многих, тем более что антиамериканизм находил отклики в сердцах даже самых респектабельных политиков, журналистов и бизнесменов в Европе и Азии. Ведь можно без боязни быть непонятыми обсуждать в Германии "тупость" американских военных или в Японии - дурной вкус и воспитание американских богачей, а уж ругать Буша можно было везде, эта тема могла заменить в Британии традиционный разговор малознакомых людей о погоде.

Ну, европейцев, японцев, китайцев, тем более латиноамериканцев, понять можно - США своим высокомерием и напором раздражают многих. Тем более можно понять россиян - более сорока лет Холодной войны плюс обиды новой России сделали свое дело. Были прочно забыты наши некогда теплые отношения середины XIX века, когда Россия оказала политическую поддержку северным штатам в Гражданской войне, ответная поддержка США в заключении мира с Японией после наших поражений в Русско-японской войне, наши союзнические отношения в двух мировых войнах, помощь в индустриализации СССР в конце двадцатых и ленд-лиз.

В эти годы у нас США были позиционированы как главный противник России в духе блокового мышления послевоенного периода, в то время как нормализация отношений с Германией и Китаем шла хорошими темпами.

Антиамериканизм и сегодня в России - это часть "защитной брони" оборонительного сознания бывшей имперской метрополии, оказавшейся в одиночестве в сложном положении. Составными частями этой "брони" являются медийные клише и штампы: "вертикаль власти", "суверенная демократия", "защита наших интересов на постсоветском пространстве", а также контроль над политическими партиями и сдерживание оппозиции.

США до периода Обамы оказывали плохую услугу либеральным силам в России своей политикой давления, провоцируя тем самым, укрепляя оборонительное сознания, а также стимулируя реальное производство стратегического "оружия возмездия", что порождает проблемы для самих США не в меньшей степени, чем для России. Инерция мышления и у нас, и у них! Холодная война ушла в прошлое, но холод остался, и лед тает медленно.

Надо отметить, что эти отношения иррациональны и непродуктивны для обеих сторон, для России и для США, так как сегодня мы не конкуренты.

Экономика США составляет четверть от мировой, наша же в десять раз меньше (по разным оценкам от 2% до 3% мировой). Экономика США тесно интегрирована с другими развитыми постиндустриальными экономиками "первого мира" (Европейский Союз, Япония, Канада, Австралия и другие), доля которых в мировом производстве достигает трех четвертей. Разговоры о странах БРИК, об их будущей роли в мире, остаются пока разговорами, за исключением, разве что, Китая. Но и Китай не "дотягивает" пока не только до уровня США по ВВП, но даже и до уровня перманентно находящейся последние годы в застое Японии. Об Индии и Бразилии говорить вообще преждевременно. А Россия с ее небольшой сырьевой экономикой, - какой же она конкурент.

Она хороший поставщик нефти, как Саудовская Аравия или Кувейт, а также газа для союзной Европы и металла на внешние рынки. Разве можно конкурировать с сырьевым придатком? За что? На каких площадках? Вот вопросы раздела прибылей, допуска транснациональных компаний могут волновать, но эти вопросы давно уже решаются без "политики канонерок".

Да, Россия является в какой-то степени конкурентом США на рынке вооружений, но там давно уже сложилась система отношений, когда США на равных приходится конкурировать с французскими, германскими, китайскими и даже израильскими производителями. На этой почве тоже не должно быть между нашими странами ссор, если мы будем соблюдать правила торговли и не поставлять то, что не надо, тому, кому не надо.

При этом мы являемся одним из серьезных кредиторов по правительственному долгу США, размещая активы в казначейских облигациях США, а также перспективным местом приложения инвестиционной активности и быстро развивающимся рынком, крупным потребителем различных продуктов развитых стран, от продовольствия до новых технологий. Мы достаточно слабы, чтобы серьезно угрожать стратегическим союзникам США, и в то же время достаточно сильны, чтобы не бояться прямых угроз. Наша экономическая экспансия с пресловутым газом совсем не так велика, а вот сами мы потенциально огромный объект для разного рода вложений и продаж, непочатое поле для работы.

Да, у нас есть ракетно-ядерный щит, устаревший, но все еще грозный, но наша армия не может угрожать не только США или Китаю, но вряд ли способна справится в одиночку с армиями, например, Турции или Израиля, если использовать обычные вооружения. Дикобраз ведь не лев!

Очевидный вывод просматривается: Россия и США не страны-соперники сегодня, а дополняющие друг друга экономики. И в политике, и в военном, и в политическом отношении от нашего сотрудничества может быть только взаимная польза. Нас разделяет только инерция, которую взялись преодолеть Обама и Медведев. И вряд ли этому процессу могут помешать детские интриги грузинского или латвийского руководства: не та цена вопроса! А те в США, кто беспокоится о правах человека в России, должны понять, что ратификация договора по ОСВ может сделать для прав и свобод российских граждан больше, чем все заявления Государственного департамента за сто лет. Потому что у России "реакция дикобраза" - при угрозе сворачивается и выставляет иглы-ракеты. При этом всех левых, либералов, националистов и просто разгильдяев сразу начинают прижимать и ограничивать, что очень даже естественно в период обороны.

Хотите, чтобы было больше свободы в России - перестаньте нам угрожать, даже не надо просто обозначать угрозы. Самый простой рецепт! Мы вам давно уже ничем не угрожаем, да и не можем, и не хотим, очень это дорого, глупо и опасно. У нас куча мелких своих проблем. Вон, в Киргизию не полезли, хоть и звали нас туда. Но зачем-то с Белоруссией выясняем отношения, с Украиной вдруг подружились, а вот с Молдавией поругались, обычные соседские дела. Вам то в эти мелкие дрязги на краю ойкумены вникать зачем, господа из Вашингтона? Хотите быть влиятельными, будьте "ночным сторожем", а не наставником в школе для девиантных подростков.

Чувствую, что обрушится на меня огонь критики наших "горе-патриотов": с Америкой дружить, это же капитуляция! Нет, это мирный договор после завершения Холодной войны, достаточно почетный для нас, учитывая наши реальные силы и возможности. Это просто выгодно, наконец! Почему мы должны делать невыгодные для себя вещи в политике? Ведь за каждую идеалистическую глупость в политике приходится дорого платить.

За примерами далеко ходить не надо: в эпоху Николая Первого мы поддержали турецкого султана в борьбе с египтянами во имя принципа легитимности. Итогом стала Крымская война. А могли бы с Турцией разобраться раз и навсегда, если бы действовали прагматично и холодно. А наша политика на Балканах? А наша помощь "братским компартиям" в эпоху Коминтерна? А наша поддержка "народов, борющихся за свою независимость", Афганистан, наконец. Сколько можно "дурака валять"? Надо четко обозначить свои государственные интересы и следовать им неукоснительно, холодно и прагматично. А партнерские, и более того, союзнические отношения с США являются такого рода расчетливым приоритетом на данном этапе мирового развития.

С кем же мы воюем тогда, возопят наши доморощенные патриоты и домотканые "геополитики". С Китаем? С Ираном? С Грузией? Нет господа, мы "кошка, которая гуляет сама по себе", дружит с теми, с кем выгодно и комфортно и не ссорится ни с кем. Не нужен нам берег турецкий, у нас целая Сибирь не освоена. На четыре поколения работы хватит. А там видно будет.