Закон чиновников: сокращение приводит к увеличению

На модерации Отложенный

Никто, наверное, не станет спорить с тем, что чиновников в стране много, гораздо больше, чем надо. Много среди них и бестолковых, таких, без которых вполне можно обойтись.

С целью сбросить этот балласт и была затеяна ранее объявленная Дмитрием Медведевым кампания по уменьшению численности чиновников на 20% к 2015 году. Вчера Минфин опубликовал проект постановления правительства, согласно которому уже к 1 апреля будущего года российские министерства и ведомства должны сократить аппарат на 5%, к 1 апреля 2013-го – на 20%. По подсчетам ведомства, это позволит сэкономить 37 млрд руб. ежегодно.
 
Тем не менее, эксперты сомневаются, что это способно дать желаемый эффект. Для начала приведем немного статистики, чтобы осознать масштаб чиновного воинства. Вице-премьер РФ Сергей Собянин как-то сообщил, что в 2008 году на 10 тыс. населения нашей страны приходилось 172 госслужащих, или на 11% больше, чем в 2007 году, пишут «Новые известия». Т. е. на каждых 58 россиян приходился один чиновник.
 
Учитывая, что зарплата среднего чиновника составляет около 30 тыс. руб. и выплачивается из налогов и других доходов государства, получается, по примерным прикидкам, что каждому из нас содержание «своего» чиновника обходится в 500 руб. в месяц.
 
Г-н Собянин тогда отметил, что затраты в целом по стране на содержание госаппарата в последние годы значительно увеличились, в частности, расходы на госуправление – почти на 30%. Часть расходов существенно превысила нормы, которые были установлены в бюджете. В последние же годы количество чиновников только увеличивалось. По данным Росстата, с 1 января 1999 года по 1 октября 2008 года численность работников на государственных должностях и должностях гражданской службы в органах государственной власти всех уровней выросла в 1,74 раза.
 
Это раньше никто не хотел идти в чиновники, а теперь желают все. Стабильная зарплата, надежное положение, высокая пенсия – выгоды можно перечислять и дальше. На госслужбе человек чувствует себя намного уютнее, чем работая в коммерции, где в любой момент его могут уволить без объяснения причин, либо же потому, что фирма загнулась в процессе выживания.
 
Опасность же начавшейся кампании по сокращению чиновного аппарата, говорят эксперты, состоит в том, что пока его не трогают, он – этот самый аппарат – худо-бедно работает. Но как только из него принимаются выдергивать винтики и шестеренки, он начинает сбоить. Образуются очереди граждан, заторы в прохождении документов и другие неудобства, способные вызвать массовое недовольство.

Власти, как правило, этого пугаются, и опять отпускают вожжи – позволяют набрать новых людей, чтобы залатать дыры. Ведомства набирают их всегда в большем размере, чем нужно, не упуская возможности выбить новые ставки для родных человечков, мающихся где-то в коммерции, но желающих обрести тихую гавань. Таким образом, в очередной раз подтверждается верность закона, вынесенного в заголовок.
 
Каким же образом пойдет процесс сокращения в этот раз? Как обычно, в первую очередь сократят пенсионеров. Затем уберут вакантные и никем не занятые места. Здесь надо заметить, что многие такие места специально не занимаются и придерживаются именно на такой случай – для сокращения. Затем примутся сокращать штаты, превращая районные структуры в межрайонные, в результате чего и ухудшится обслуживания граждан, и возникнут те самые очереди, о которых писалось выше.
 
Парадоксально в этом процессе также и то, что одновременно с сокращением чиновников идет их увеличение с ведома высших же властей. Так, известно, что Дмитрий Медведев планирует реформировать судебную вертикаль и увеличить количество судей на 1500 человек. Что это, если не увеличение чиновников? А в прошлом году на 1200 единиц была увеличена численность Следственного комитета при прокуратуре РФ. Выходит, что, несмотря на сокращение, самые ценные кадры вполне можно наращивать.
 
Практически единодушно эксперты отмечают, что реформа по сокращению чиновников носит ярко выраженный пропагандистский предвыборный характер. Первые из больших выборов (в Думу) пройдут в декабре 2011 года, а вторые и главные (президента) – в 2012 году.
 
По словам гендиректора Центра политической информации Алексея Мухина, дело – не в количестве штатных единиц, а в повышении профессионального уровня чиновников. Он считает, что более эффективными, чем простое сокращение численности, могли бы стать квалификационные конкурсы, в ходе которых выявлялась бы профнепригодность части чиновников, в т. ч. на самых верхних этажах. В этом случае, полагает эксперт, аппарат сократился бы на все 50% не ради установленного графика, а объективно. А оставшимся профессионалам действительно следовало бы повысить зарплату, «чтобы не было заинтересованности работать на сторону».
 
Пока же знакомые нам министерские чиновники предпенсионного возраста в ожидании грядущего сокращения вполне серьезно рассматривают для себя возможность уйти на пенсию досрочно и тем самым избежать попадания под его маховик. Стоят, что называется, на низком старте.