Обама не будет воевать за Украину и возвращает её России
На модерации
Отложенный
Одна из негласных традиций американских президентов (особенно тех, кто пробыл на своем посту два срока и неминуемо должен покинуть после следующих выборов Овальный кабинет) — не передавать по наследству проблемы, созданные незадолго до своего ухода. Это касается «больших проектов» — вступления в войны, затей с крупными реформами и так далее.
Корпоративные правила американской политики таковы, что там не приняты громкие разоблачения и критика президента-предшественника, а уходящий президент, в свою очередь, стремится не создавать перед своим уходом на покой лишних проблем новому главе государства неуемной жаждой резких движений.
Барак Обама в полном соответствии с этой традицией (а также своим относительно мягким характером) донельзя определенно расставил «точки на и» в отношении «украинской проблемы». В интервью журналу Atlantic он проявил несвойственный ему ранее реализм (может же, когда хочет!) и признал, что Украина всегда была и будет уязвима перед лицом российской военной мощи, а потому он даже не собирается делать вид, будто собирается из-за Украины обострять отношения с Россией до угрозы военных действий.
Эти слова — финальный аккорд всего «украино-американского романа». Президент США открытым текстом сказал: пацаны, да ну вас на фиг, вы таких боков напороли, что за такое я вписываться не стану. И ушел, насвистывая, по своим важным делам. А еще недавно дерзкие «пацаны» остались стоять, обтекая, перед суровой толпой боксеров и борцов с соседнего района…
Этим Обама делает подарок своему скорому преемнику (кто бы он ни был), освобождая его от необходимости предпринимать какие-то реальные действия в распутывании узла российско-украинских проблем. То есть, все дальнейшие действия, направленные против России, будут очень осторожными, чисто декларативными, и вскоре сведутся к чистой риторике в хорошо знакомом стиле «Мы глубоко озабочены…». И про Крым, и про Донбасс Вашингтон теперь предпочитает говорить на существенно пониженных тонах.
Не будем забывать, что это не первый сокрушительный удар, а второй — и, скорее, добивающий. Первый нанесли европейцы, посоветовав на ближайшие лет 25 забыть о каких-либо перспективах вступления в ЕС, а также отняв надежду на вожделенный (аж слюнями ведь страна-гастарбайтер истекала…) безвизовый режим. Вместо этого безвиз обещали дать Грузии, но это еще куда ни шло, а вот когда безвиз решили в июне дать Турции, то все — тушите свет, сливайте воду: в ЕС теперь будет такое количество недорогой рабочей силы, что украинцы теперь там точно без надобности.
Первым, кто на 180 градусов развернул свой вектор, оказался… да, Петр Порошенко. Он совершенно внезапно, с грацией бегемота, заявил: «Я ненавижу воевать с Россией, но как главнокомандующий я должен защищать Украину». Ну надо же — совсем недавно, пока американцев за спиной чувствовал, так совсем не ненавидел, а напротив — пыжился и грудь выпячивал, а сейчас носком ботинка землю ковыряет и стеснительно говорит: а мы тут, знаете, плюшками балуемся…
Но это еще не все! Порошенко также сделал смелое заявление о том, что планирует мирно вернуть Донбасс в течение ближайшего года. О как! Мирно и быстро! Ваши версии, как это произойдет?
Лично у меня версия одна: когда от Пети отказались и Брюссель, и Вашингтон ему ничего не остается, как согласиться на условия ЛДНР и России. То есть, сворачивать военные действия, демобилизовать большую часть армии, снимать блокпосты и соглашаться на признание выборов в народных республиках. Ну и, само собой, амнистия участникам — пусть пока не официальная, но фактическое непреследование за «сепаратизм».
Практическая причина, помимо ухода из своего лагеря европейцев и американцев, для Украины еще и вот в чем: расходы на армию оказались совершенно чудовищными, неподъемными для нищего бюджета. В стране, где для значительной части населения заработная плата примерно равна сумме ежемесячной оплаты коммунальных услуг, современную армию не построишь.
Тем более, что чертов Обама углядел самую суть: это «догоняние» России (второй армии мира) будет бесконечным, пока заведомо проигрышная «гонка вооружений» не загонит Украину в гроб безо всякой посторонней помощи. То есть, Украина всегда будет уязвима, и никакие «линии Яценюка» тут не помогут. Америка поняла, что тут все безнадежно, чай — не Южную Корею от Северной защищать, масштабы боевых действий и длина потенциальной линии фронта обещают быть куда покрупнее. Украина, видимо, начинает осознавать эту очень неприятную правду только сейчас. А осознав и сделав калькуляцию, приходит к выводу, что лучше политические уступки, чем экономический крах.
Так или иначе, а это, как ни крути, почти победа. Наша победа. Потому что победа — это отказ противника продолжать борьбу. И противник, похоже, отказывается.
Комментарии