Олигархам сходит с рук даже гибель людей
На модерации
Отложенный
Судя по всему, процесс оформления новой «касты неприкасаемых» в России начинает приобретать необратимый характер. Как выясняется, счастливчикам, вхожим в неформальный vip-клуб «самых равноудаленных от власти» олигархов, теперь сходят с рук уже не только такие прежние «невинные шалости», как покупка флотилии яхт, футбольных и баскетбольных команд (за счет средств, заработанных благодаря «прихватизированным» в 90-е годы объектам некогда общенародной собственности), но и гораздо более серьезные прегрешения, которые зачастую оборачиваются человеческими жертвами.
Как стало известно, Ростехнадзор составил список людей, которые могут попасть в число причастных к недавней аварии на шахте «Распадская». Черный список потенциальных обвиняемых уже направлен на рассмотрение вице-премьеру Виктору Зубкову, который возглавляет комиссию по ликвидации последствий аварии, а также курирующему в правительстве вопросы развития промышленности Игорю Сечину.
Как и следовало ожидать, в «расстрельный список» вошли в основном незначительные фигуры, не входящие в список топ-менеджеров ОАО «Распадская». Так что главным козлом отпущения, видимо, предстоит стать директору шахты Игорю Волкову, который был уволен сразу после обличительной речи премьера Путина. В то же время такие, мягко говоря, не последние люди, как гендиректор и совладелец компании Геннадий Козовой, а также Роман Абрамович, который представляет второго крупнейшего акционера шахты Evraz Group, оказались элегантно обойдены вниманием расследовавшего это происшествие государственного органа. Видимо, по принципу, что не мог же бывший губернатор Чукотского АО, который буквально разрывался между посещением матчей клуба «Челси», бракоразводным процессом и развлечениями со своей очередной пассией на очередной же мега-яхте, уделять столько же внимания и тем более нести ответственность за эксцессы, происходящие во всех закоулках его огромной бизнес-империи.
В общем, такая выборочная «прихватизация» получилась: собственность-то вкупе с постоянно «капающими» от нее дивидендами «прихватили» себе, а ответственность оставили для других.
И все это – с молчаливого согласия властей, которые продолжают исправно выписывать нашкодившим «равноудаленным» олигархам одну индульгенцию за другой.
О порочности существующей модели взаимоотношений власти и бизнеса в интервью KM.RU рассуждает известный публицист Максим Калашников:
– Понятно, что в таких ситуациях сразу начинается поиск стрелочников. После катастрофы на Саяно-Шушенской ГЭС была практически аналогичная ситуация. Представители высшего бизнес-руководства тогда тоже вышли сухими из воды. К сожалению, номенклатурный принцип поиска стрелочников в нашей стране доведен до полного совершенства. Есть «каста неприкасаемых», состоящая из «жрецов больших денег», которые имеют право делать всё – и ни за что при этом не отвечать.
В случае с «Распадской» должна была работать очень большая комиссия с привлечением самого широкого круга экспертов. Потому что ситуация с взрывами на этой шахте содержит очень много неясностей. И непонятно, являются ли они следствием нарушения технологии вследствие падения квалификации или чего-то еще. Но ответить должны были все начальники по цепочке. Вместо этого занимаются откровенной кампанейщиной.
Условно говоря, у нас есть «300 золотых поясов» (как в древнем Новгороде), и это – страшное явление для российской государственности, поскольку может ее погубить. Эти люди неподсудны и могут творить практически все, что захотят. Это касается не только олигархов, но и всех теневых миллиардеров. Ведь помимо официальных олигархов, у нас есть и высшие чиновные иерархи. Они тоже неподсудны.
Как мы знаем из истории, такая шляхетско-магнатская государственность всегда заканчивала плохо. Потому что пока существует круг таких людей, аварии и катастрофы будут продолжаться. Они будут и дальше высасывать средства из страны и бездарно их разбазаривать – вместо концентрации ресурсов на стратегически важных направлениях. Существование «300 золотых поясов» делает государственный аппарат антинациональным. Государство фактически становится придатком людей, приватизировавших его.
Комментарии