Какова роль человека в истории?

На модерации Отложенный

В новой и старой истории он служил сырьем, строительным материалом для укрепления державы. То прел перегноем на барщине, то медленно истлевал на петровских верфях, а позднее – сгорал быстро и ярко, воспламененный идеей всеобщего равенства. Результаты его труда либо закапывались вместе с ним, либо доставались кому-то другому.

В новейшей истории многое изменилось. Лошадь, как средство передвижения, вытеснили трактора и автомобили. Человека, как вид энергетического сырья, отодвинули энергетически сверхдержавные нефть и газ.

Лошадей теперь разводят штучно, для удовлетворения экзотических амбиций нуворишей.
А вот человек совсем неактуален.
У него куча недостатков. Он недоверчив. Инертен. Он всегда чем-то недоволен. Он периодически болеет. Но иногда доживает до пенсионного возраста. Некоторые особы умудряются отлынивать от удвоения ВВП в декретных отпусках, сопоставимых разве с отпусками отдельных депутатов.

Этот человек не хочет зарабатывать столько, сколько зарабатывает китаец, и платить за квартиру по ценам Лондона. Он не рвется рыть ямы киркой и лопатой, ему подавай дорогостоящий экскаватор. То есть ни ускоряться, ни модернизироваться этот человек не желает. То есть перестал считать себя сырьем человек.
Для его жизнедеятельности созданы прекрасные условия: развернуты отверточные производства, запущены кредитные линии, прорыты комфортабельные ценовые ниши. Залезай, сопи и не высовывайся. Выучи несложный пароль: «Да, да, нет, да» – на случай избрания преемника и потребляй, насколько позволят финорганы. И гори себе потихонечку на благо страны. А он не горит.

Специально под него выдуманы видеоблог и твиттер. Ему, пусть и сгоряча, пусть и однажды, предложили давать сдачи милиции. Теперь вот рекомендуют сиесту.

Ради него сам премьер-министр мечется взад-вперед по стране, совершает немыслимые кульбиты, крутит двойные тулупы, устраивает фокусы с внезапным появлением то здесь, то там, в горячих болевых точках, жалит, кусает, советует, критикует, приветствует, дарит дорогие часы.



Человеку же все нипочем, будто он слон, а премьер-министр комар, а не наоборот.
Человек все – абсолютно все – игнорирует. Как будто принимает за имитацию, за грязные танцы титанические усилия чиновников, направленные на его благоденствие.

То же самое и с оппозицией. Чего она только не предпринимает, чтобы расшевелить, взбодрить, развеселить человека. Шумно бурлит внутри себя, кипит, пухнет, затем раскалывается и размежевывается, а после переименовывается и распухает заново, пытается отстроить свою маленькую, но как будто бы демократическую вертикаль. Чтобы привлечь внимание человека, она иной раз даже компрометирует сама себя через контакты с девушками.

А человек молчит. Не воспламеняется человек. Как будто чувствует, что нужен оппозиции как фон, массовка во время редкого и предсказуемого телеинтервью. И не торопится становиться гражданином.

Человеку поднадоел весь этот маскарад. Нет, он не против: хотите танцевать – танцуйте, хотите гореть – покажите пример.

Если человек отворачивается от политики, значит, его действительно воротит. И от политики, и от политиков. Таких, каких он видит. Отсутствие реакции на событие – реальный рейтинг этого события.

Пока цели, смыслы, идеология властей сводятся исключительно к тому, чтобы удержать власть; пока цели, смыслы, идеология оппозиции заключаются лишь в том, чтобы перехватить кусок этой власти; пока человек как субъект выключен из сферы интересов и тех и других – он будет находиться в оппозиции к тем и другим.

Человек находится в том состоянии ожидания, которое ошибочно называют социальной апатией.
Он ждет не героя, не папу, не маму. Он ждет окончания танцев. И начала серьезного диалога. На равных. Он-то знает, что только от его решения зависит будущее власти, будущее оппозиции, будущее страны. И больше ни от кого. За ним последнее слово. Такова его скромная роль.