Глубоко под землей. В Германии ищут секретный завод нацистов
На модерации
Отложенный
18 июля 2010 года в небольшом городке Нахтерштедт (Nachterstedt) земля Саксония-Анхальт прошла траурная панихида в память о трех местных жителях, ставших жертвами оползня. Годом ранее в этот день почти 2,8 миллиона кубических метров берега обвалились в искусственное озеро Конкордиа на месте затопленного карьера, где ранее велась добыча угля. Все произошло менее чем за минуту. Вместе с берегом на глубину в 100 метров обрушился двухэтажный жилой дом, улица и половина еще одного дома, который оказался буквально разорванным пополам. Часть городка была закрыта, люди эвакуированы. Всего крова лишились 42 человека.
Спустя год причины произошедшего, по словам представителей властей, так и остались непроясненными. Сообщается, что перед оползнем жители Нахтерштедта заметили на поверхности озера большой водоворот и услышали из-под земли гулкие звуки, напоминающие громовые раскаты. В 04:40 18 июля сотрудники Федерального агентства геологических исследований зафиксировали подземные толчки недалеко от Нахтерштедта, которые длились около 60 секунд. В 04:48 из города поступил первый телефонный звонок о помощи. Одной из наиболее правдоподобных версий случившегося считается возможное обрушение одной или нескольких заброшенных шахт, затопленных водой.
Добыча угля велась в регионе начиная с XIX века. Шахтеры того времени копали на глубину около 15 метров. Сколько именно шахт было в округе и где они располагались, сейчас уже не представляется возможным установить. Со временем на отвалах породы возникли небольшие поселения. Однако постепенное затопление бывших шахт грунтовыми водами дестабилизировало почву. В 1959 году произошел оползень, по масштабам превосходящий оползень 2009 года. В 90-е годы инженеры принялись укреплять почву: трамбовался грунт, под землю закачивались бетонные смеси, строились плотины. По оценкам экспертов, почвы находились в состоянии "нестабильного равновесия". По крайней мере, явной опасности не было, а исследования почвы непосредственно под Нахтерштедтом показали, что она суха.
То есть шахты шахтами: они обрисовывают общую ситуацию с состоянием грунта, но конкретно, учитывая произошедшее в Нахтерштедте, мало что объясняют. Гораздо более интригующей представляется другая информация, появившаяся 15 июля 2010 года на страницах газеты Frankfurter Rundschau. В распоряжение издания попали секретные документы союзных войск времен Второй мировой войны, из которых следует, что в то время в непосредственной близости от Нахтерштедта располагалась хорошо замаскированная подземная фабрика по производству боевых отравляющих веществ. Здесь же были расположены газовые хранилища. По всей видимости, речь идет о предприятии IG Farben Gas Plant, принадлежавшем химическому концерну IG-Farben, который производил взрывчатку и отравляющие вещества, в том числе "Циклон Б" - газ, применявшийся в концлагерях для умервщления узников.
Примечательно, что власти Саксонии-Анхальта ничего не знали об этом. О таинственной фабрике стало известно случайно, благодаря страстно увлекающемуся историческими исследованиями юристу из Саксонии Дирку Финкемайеру (Dirk Finkemeier), который на протяжении многих лет занимался сбором документов для своей книги о секретных подземных лабораториях и заводах Третьего Рейха, где велись атомные разработки и разного рода химические исследования. "Я был шокирован, когда услышал по радио о произошедшем в Саксонии-Анхальте, - заявил он. - Название города - Нахтерштедт - сразу мне что-то напомнило. Оно фигурировало в одном из обнаруженных мной документах". Речь идет о протоколе допроса молодого рядового солдата войск СС, некоего Плумейера (Plumeyer), который в декабре 1944 года был взят войсками союзников в плен в Эйфеле. Спустя два месяца заключенный под номером CS/1295 был допрошен офицером британской армии и дал исключительно ценные показания относительно секретных военных предприятий.
Судя по всему, о существовании этих предприятий союзники подозревали и раньше: американские и британские разведывательные самолеты сделали множество снимков Нахтерштедта и его окрестностей, однако обнаружить ничего не смогли: все было тщательнейшим образом замаскировано.
Как рассказал Плумейер, чтобы спрятать подъездные дороги к фабрике, вершины растущих по обочинам деревьев были стянуты друг к другу, в иных местах наброшена маскировочная сетка. Тем не менее, с помощью показаний Плумейера союзникам удалось нанести на снятые с воздуха фотографии точное месторасположение фабрики и газовых хранилищ. Была составлена подробная карта района. Журнал Stern со своей стороны наложил ее на современную карту с google.maps - совпало все вплоть до расположения улиц. Более того, вход на подземную фабрику - на карте Stern он отмечен красным кружком - расположен как раз в том месте, где 18 июля 2009 года произошел громадный оползень.
Конечно секретный документ с показаниями немецкого военнопленного выгладит сенсационно, однако причин не доверять ему нет. Так, издание Financial Times Deutschland отмечает, что на допросе Плумейер рассказал еще о нескольких секретных предприятиях. В частности, он сообщил, что лично участвовал в работах по возведению складов и убежищ для завода по производству боеприпасов под городом Гюзен (Guesen) к северу от Магдебурга. Как выяснилось впоследствии, компания Dynamit Nobel AG действительно возвела рядом с Гюзеном около 680 строений, в том числе замаскированный железобетонный бункер. Плумейер показал на допросе, что от города Гослар идет железная дорога к спрятанному под землей заводу, где производилась заправка топливом ракет V1 ("Фау-1"), которые потом отправлялись товарными составами на другой завод, где им монтировали крылья. Это производство, где были задействованы от пяти до шести тысяч узников концлагерей, Плумейер видел собственными глазами. Эта информация также оказалась верной.
Иными словами, версия о находившейся прямо под Нахтерштедтом подземной фабрике и складах химических веществ вполне правдоподобна. По крайней мере, представители горнопромышленного предприятия LMBV, которое занимается санацией бывших разработок, уже заявили о том, что проверят информацию, содержащуюся в секретных документах Второй мировой. LMBV намерено заказать исследование этого вопроса сотрудникам военного архива во Фрайбурге. Впрочем, дело тут, как представляется, не только в исторической любознательности. В подземных помещениях фабрики IG Farben Gas Plant, если она действительно существовала, могли сохраниться тонны отравляющих веществ и взрывчатки. При этом, что именно сокрыто под землей, неизвестно. Исследователь Дирк Финкемайер предположил, что химический завод мог вести пилотное производство трифторида хлора, известного во Вторую мировую под кодовым названием "вещество N" ("N-Stoff"), который бурно, иногда со взрывом, вступает в реакцию с большинством органических и неорганических соединений, в том числе с многочисленными металлами и с водой. Работы по производству "вещества N" были возложены на СС.
Не исключено также, что в конце войны в хранилища под Нахтерштедтом перевозили производимое в Силезии нервно-паралитическое отравляющее вещество "табун", чтобы оно не попало в руки наступающей Красной армии. Сразу после окончания войны регион заняли американцы, потом передали управление англичанам, которые в итоге оставили его русским. Из-за административной неразберихи о секретном подземном предприятии могли просто забыть. Так или иначе, все это теоретически представляет крайне высокую опасность для местных жителей. В принципе не исключено, что оползень произошел в результате взрыва, произошедшего в забытом подземном хранилище, хотя в данном случае можно говорить лишь о предположениях. В целом под угрозой, как отмечает Spiegel, может оказаться самый грандиозный в Европе проект по изменению ландшафта, который предусматривает превращение некогда изрытого вдоль и поперек горнодобывающего региона Саксонии-Анхальта в райский уголок с живописными озерами на месте бывших карьеров и небольшими городками на берегу: ведь, кто знает, что еще может скрываться под землей.
Комментарии
А вот табун - дело другое. Серьезный химикат для войны.
Может быть делов дозе?
Хотя, и в самом деле, угарный газ очень эффективен