Недавно читала один
около-интелигентский трэд, в котором два юзера долго и нерадостно рассуждали о засилии масскульта и о духовном обнищании населения. Что же преподносилось ими, как «масскульт»? О! Прежде всего, вездесущая тётушка Донцова (за всё время я видела только одну бабульку, которая читала её книгу). Ну и по списку - «Дом-2», журнал «Лиза», журнал 'Cosmo', группа «Виагра», передачи с участием Гарика Б.-Х., Тины К., Анфисы Ч. и ещё каких-то медиа-персонажей, имена которых я не уловила. Первое, что бросилось в глаза, так это доскональное знание всех этих имён и названий. То бишь
высокоинтеллектулы, которым дико ненавистен Гарик, точно знают, что в подростковом возрасте он жил в Америке.
Как оказалось, люди, которые ругают «засилье», постоянно читают журнал «Семь дней», пялят очи в НТВ-шные пятничные программы и достоверно знают, что настоящая фамилия
«первой-чёрной-из 'Виагры'» не Грановская, а совсем даже Мейхер. И опять Донцова-Донцова-Донцоооова! Но я решила поговорить не об этом, а снова подмене понятий. Почему, собственно, Донцова или всё та же Мейхер считаются массовой культурой? На мой взгляд, массовая культура - это тот
стандартный набор произведений искусства, который знают и считывают все (или почти все). Не обязательно, что читают или слушают, но знают.
Масскульт - это то, что можно подвергнуть жабингу и не получить вопросов. Вы уверены в том, что люди
массово знают имена героев Донцовой? Однако же большинство населения хотя бы пару раз в жизни слышало имена Чичикова, Бендера, Шерлока Холмса, Д`Артаньяна. Кто хоть раз слышал, чтобы люди во время застолья (или после оного) пели песни всех этих 'Виагр'? Ну, или вообще знали бы их песни? Массово. Пожилые импотенты и юноши с расторможенной нижней чакрой - не в счёт. Они - не все. Люди, собираясь вместе (и под водочку), будут петь Окуджаву, другие - «Мурку», третьи -
«К сажиленья - день ражженье! Только рааааз вгаааду!» И, конечно же, классику жанра про
шумел-ка-мыш! До конца эту песню знают единицы, но первый куплет, полагаю, все. А с какого бока сериальчики - это массовая культура? Они проходят - их тут же забывают. Даже культовую (на целых два месяца!) «Ликвидацию» уже забыли. Массовая культура - это Штирлиц, Шурик, Хоботов, Жеглов, товарищ Сухов, «Людк, а Людк!», «После 40 лет жизнь только начинается», «Какая же гадость эта ваша заливная рыба...»
Массовая культура - это всё то, что люди растащили по цитатам, часто даже не помня первоисточника.
Это и «Горе от ума», и «Двенадцать стульев», и «Кавказская пленница», и песня про
«...шаланды, полные кефали». Массовая культура - это то, что остаётся, когда слетела вся шелуха. Иначе говоря,
массовая культура - это, простите, классика. Все люди знают Венеру Милосскую и Аполлона Бельведерского. Не все видели, но все знают. Все хотя бы слышали о наличии картины Репина «Не ждали» и о картине «Опять двойка». Не все помнят фамилию Решетников, но название помнят все. Среди мелодий для мобилы в горячей двадцатке неизменный «Турецкий марш», и он звучит из мобил куда как чаще, чем зазывно-эротишное
«сто-шя-гов-на-заааад...» Масскульт - это «Лебединое озеро» с танцем четырёх лебедят, это конфетное «Утро в сосновом лесу», это рязановский «Служебный роман», это Битлы и АББА. Это нравится или хотя бы знакомо большинству. Фамилия Вивальди знакома почти каждому, а кто знает имена композиторов, пишущих песняки для
блестючих? Мы их узнаём только в тот момент, когда они начинают громко судиться за свои помойные звуки. А так нет.
О некоторых произведениях масскульта мы часто узнаём гораздо раньше, чем даже видим-слышим их. Забавные примеры. Подруга моего детства очень боялась названия «Мёртвые души», полагая, что там - страшное. Оказалось - скучное (для неё!) Но она знала это название с очень раннего возраста. Другая подруга (большая любительница конного спорта) в детстве полагала, что «Купание красного коня» - это очень красивая сценка сказочного вида с Иваном-Царевичем каким-нибудь. Оказалось, что ни разу. Она очень разочаровалась, между прочим! Один мой одноклассник опозорился, перечислив «Джоконду» и «Мону Лизу» через запятую, как разные вещи. Но он знал эти названия! Это и есть масскульт - мы знаем что-то ещё до того как. Я понимаю - сейчас раздастся вопёж из серии:
«Ааааа! Это в Советском Союзе все всё знали, а щас эта молодёжь только пьёт 'Ягу' и трахаиццо!» Для моралистов повторюсь -
en masse люди знают имена, названия картин и даже звуки музыки. En masse - это и бабки из сталинских времён, и физики-шестидесятники, и девочки-выпускницы Лит.ВУЗа, и Вы лично. Это в целом. И молодёжь, пьющая 'Ягу' - это только часть населения. Да и они, я полагаю, не поют песню про
«сто-шя-гов-на-заааад...» Как-то так.
Комментарии
"Массовая культура - вид культуры, характеризующийся производством культурных ценностей:
- рассчитанных на массовое потребление и на усредненный массовый вкус;
- стандартизованных по форме и содержанию;
- предполагающих коммерческий успех; и
- распространяемых средствами массовой информации."
То есть главное в массовой "культуре" - это то, что она нацелена на получение ПРИБЫЛИ за счет эксплуатации рефлексов, присущих человеку как таковому, т.е. без учета интеллектуальных и пр. различй; т.е., следовательно, она должна опираться прежде всего на биологические инстинкты. А те замечательные примеры, которые Вы приводите, относятся, скорее, к культуре народной.
Масс-культа, на мой взгляд, не существует. Это, что-то, навязанное, неестественное...
"Что-то снова хочется в Париж..."
Культуру - всегда использовали в своих целях идеологии. Поэтому, может и правильно, что современная молодёжь - отказывается от неё, в том виде, котором ее им навязывают.
Протест - своего рода...
Традиции - в Культуре! Это - вполне реально. Распространение творчества в массах - тоже.
Общий рост креативности...
В конце концов - словотворчество в блогах, тоже - вполне сойдёт за современную масс-культуру!
в то время как андеграунд ето не как все высунутый продвинутый малый которого общество с культурой слабо торкает