... о сакрализации нормы всеобщего лицемерия

"...Но дело не в номенклатурных персонах, ставших, как острят, свечконосцами. Дело серьезнее, чем любой маскарад". (Рассадин, "Бог и ГБ")

Очень ясная статья Рассадина "Бог и ГБ" из "Новой", предложенная вниманию нашим коллегой по Гайдпарку,  замечательна ярко выраженной особенностью автора обращаясь к симптомам, добираться в их исследовании до сути болезни. Так происходило и в упомянутой статье. Однако, к окончательному "диагнозу", который говорит об атрофии совести и чувства личной ответственности в массовых масштабах, можно было бы добавить и еще кое-кто.

... Легитимация новой подлости или, как можно было бы назвать это еще, - понижения до некоего предела планки нравственности, - это не какой-то печальный результат, который, разумеется, очень важно констатировать, осознать и пытаться исправить ("для начала хотя бы слегка покраснеть"), а всего лишь признак одного из этапов очень определенного и, похоже, необратимого процесса.  

В условиях морали, где общественная этика диктует запрет называть вещи своими именами, никакое торможение процесса, очень смахивающего на что-то из эсхатологии, невозможно. Причем, это касается не только наших отечественных условий, но и специфики всей цивилизации, в которой наш местный "хам" и "лицемер" всего лишь впереди планеты всей, которая привычно приглядывается к творимым им экспериментам. Чаадаев, к могиле которого в некрополе Донского теперь можно дотянуться с цветочком только с "благословения батюшки", заметил это гораздо раньше, чем нынешние дозревающие до того исследователи истории.

Когда Рассадин справедливо замечает, что нынче мы "не опасаясь расстрела, можем себе иногда позволить... иллюзию, будто мы переменились", что призвано указать на неистребимость пока "холопских генов", он доказывает тем самым, что мы именно  и з м е н и л и с ь!  Потому что былое незрелое и прозрачное взгляду со стороны холопство "эволюционировало", доказав свою жизнеспособность обретением формы регламента - "хорошего тона" или той самой "новой этики", позволяющей громадным массам людей воспринимать ложь - нормой. И снисходить к признанию, что так должно, преодолевая внутреннюю смущенность необходимостью "толерантности". Таким образом, это малопонятное большинству понятие девальвируется, принимаясь за "терпимость" сквозь зубы, а заодно и служит добрую службу тем, для кого оно должно бы оказаться "вострым ножом".

 Верно, что рассадинский "царедворец" - лишь пример персонажа, в явленной гротескности (впрочем, и всей фамилии) которого представляет собой лишь наиболее заметный "звоночек" почти всем остальным, чего автор не скрывает. Однако, хотим мы того или не хотим, чудо в этом ускоряющемся падении возможно не из-за перешептывания между собой умников, понимающих, что "король - голый", а только в результате громкого крика мальчика :)

Без такого катализатора откровенные поклонники лицемерия и лжи вместе с умниками, которые все понимают увлекаются одним и тем же потоком "эволюционирующей деградации", где смена поколений лишь все больше стирает грань между ними. Понятно, в чью пользу. Поэтому, дело в действительности гораздо серьезнее...