Россия все еще пьяна «запретным»
На модерации
Отложенный
В Таганском суде Москвы наконец завершился тянущийся уже больше трех лет процесс. Организаторов выставки «Запретное искусство-2006» приговорили к штрафам за разжигание религиозной розни (статья 282 УК РФ).
Бывший директор музея им. А. Сахарова Юрий Самодуров должен заплатить штраф в 200 тысяч рублей (6,5 тысячи долларов), бывший заведующий отделом новейших течений Третьяковской галереи Андрей Ерофеев – 150 тысяч (4,8 тысячи долларов).
Между нами говоря, суммы просто смешные. Гранты, выдаваемые соросовскими и иными евроамериканскими организациями подобным музеям, покроют эти штрафы, как кашалот воблу.
И если Самодуров на процессе по большей части лишь потел да осторожничал, то Ерофеев сразу после суда заявил журналистам, что вскоре возобновит выставочную деятельность. Проштрафившемуся неймется. Штраф надо «отбивать» – новыми субсидиями от грантодателей.
Так что погорячилась судья Светлана Александрова, сочтя в своем приговоре, что исправление обвиняемых возможно без лишения свободы. Невозможно ни свободой, ни тюрьмой, ни даже девятым кругом дантова ада.
При чем «религиозная рознь»? Это же обычное г…
Некоторое лицемерие содержится в приговоре: «за разжигание религиозной розни». Объясняется оно отчасти интеллектуальным уровнем подавших иски организаций – «Народного собора» и православных хоругвеносцев. С другой стороны, статьи за обгаживание России (что совершенно адекватно передавало бы основную идею художников) в УК РФ, по-моему, не существует.
Не случайно российские либеральные СМИ подхватили этот мотив: ах, художников осудили за то, что Христа нарисовали в виде симпатичного диснеевского мышонка… Сегодня экспозиция той выставки изрядно позабылась, а напомнить бы надо, в том числе и о том, что основной пафос там был совсем не в сопоставлении Христа с Микки Маусом.
Вот что теперь в России называется искусством: надо сфотографировать двух гомосексуалистов (или актеров, их изображающих). Предварительно одев их в некое подобие милицейской формы. Российской, конечно, чтобы не дай бог зритель не перепутал с Голландией, Скандинавией, Калифорнией и прочими местностями, где браки «голубых» разрешены и освящены.
Халтура выпирает чуть не из каждой детали. Понятное дело, шеврон у одного актера в униформе на левом рукаве, у другого – на правом. Это такая форма, да, мясник так видит. А видит он так для того, чтобы флаг российский бросался в глаза (см. выше), чтобы не перепутали. Для того же общий фон – «русская зима» и «русские березки».
Даже немного изумляет стремление таких авторов обгадить не просто ненавистное, но выбрать для этого из ненавистного – самое чистое. Напачкать не на сером или на бежевом, но непременно на белоснежном. Возможно, они (художники же!) считают, что так лучше смогут «выделиться из толпы».
Причем это в них настолько неистребимо, что и протест в их исполнении принимает вид мелких пакостей. На последнее заседание суда «правозащитники» принесли несколько тысяч тараканов (так сообщает пресса, но по всей вероятности – обычных прусаков). И выпустили их в здании суда. Скоро они будут объедаться горохом и массово портить воздух в закрытых помещениях. Исключительно из ненависти к режиму.
Христос и Микки Маус не главные герои
В разные времена для произведений такого уровня, какие рассматривались в Таганском суде, существовали разные определения – халтура, кич, фуфло, агитка… Художников такого уровня прежде называли лабухами (часто несправедливо оскорбляя лабухов, среди которых, в московских и харьковских ресторанах, были очень талантливые люди).
Прежде у обывателя были популярны настенные «гобелены» с изображением казака, русалки и оленя у лесного озера. Теперь появился запрос на оплевывание своей родины. А уровень «художников» остался тот же: «Подходи, не скупись, покупай живопи’сь!»
Ради справедливости, у российского обывателя обгаживающая тематика сегодня уже все менее популярна. Зато по-прежнему огромный спрос на нее существует на Западе – не зря ходатаем за запрещенцев и одновременно желающим увидеть сию халтуру в Париже был сам президент Франции Николя Саркози.
Но это же агитка, пропаганда, как в народе говорят, голимейшая.
А раз так, то может, в России кому-нибудь имеет смысл заняться контрпропагандой? Например, выпустить альбом иллюстраций к поэме Вольтера «Орлеанская девственница», где Жанна д’Арк совокупляется со всеми подряд, даже с ослом и католическим монахом. И подарить другу Николя – для публичной выставки в Париже. Американцев, немцев и прочих, если поскрести, тоже найдется пара сюжетов.
Вторая заметная тема «запрещенной выставки» – полупорнография.
В сети полно подобных сюжетов, где «героями» выступают Джордж Буш, Ющенко, Саакашвили, Тимошенко… Почему-то до сих пор ни у одного правозащитника не возникало желания объявить это искусством.
А ларчик просто открывается. Сегодня только очень ленивому неизвестно, что так называемый «План Даллеса» – политико-литературная мистификация, созданная по мотивам текста романа А. Иванова «Вечный зов». Но все же прозорливым оказался Анатолий Иванов почти полвека назад!
Читаем так называемый «План»:
«Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного и необратимого угасания его самосознания. Например, из искусства и литературы мы постепенно вытравим его социальную сущность; отучим художников и писателей – отобьем у них охоту заниматься изображением и исследованием тех процессов, которые происходят в глубинах народных масс. Литература, театры, кино – все будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства.
Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства — словом, всякой безнравственности».
А теперь любуемся творчеством «так называемых художников». Никого ни в чем не убеждаем, не доказываем – просто смотрим и сопоставляем с вышесказанным.
Если бы в современной России существовали честные СМИ, которые не балакали бы о свободе слова, самовыражения, оскорблении религии и прочих глупостях, а просто называли бы халтуру – халтурой, тогда не было бы никакой нужды судить, садить или штрафовать. Халтура – дело не подсудное, но в порядочном обществе осуждаемое. Однако в России общество все еще не порядочное, все еще несколько пьяно свободой, которой обпились на закате СССР.
И почти никто еще не может сказать, что король – голый. Что это не искусство, а тупо сделанные агитки. И если бы не мощный заряд ненависти к России, то никто из самых ярых хвалителей выставки не повесил бы подобные произведения даже в своем дачном сортире.
Комментарии