Расходная честь
На модерации
Отложенный
Согласно словарю Даля первое значение слова «добро» — «имущество или достаток». Второе — «что честно и полезно». В общем, с какой стороны ни возьми, сентенция «добро побеждает зло» была бы лучшим лозунгом конференции «Стратегия социально-экономического развития Северного Кавказа...». Равно как и гвоздя этого форума — выступления Владимира Путина. По словам главы правительства, за десять лет федеральный центр вложил в развитие Северного Кавказа 800 миллиардов рублей. Но предстоит намного больше. Ежегодно в региональные бюджеты поступает 180 миллиардов федеральных рублей. И это далеко не единственная форма финансовой поддержки. Но даже самые «тяжелые» статьи кавказских расходов Москвы меркнут на фоне новейшего проекта — «единого кластера горнолыжного туризма». Общий объем предполагаемых инвестиций — 450 миллиардов рублей.
Расходная часть северокавказского бюджета поражает воображение. Непонятно, правда, откуда ожидается доход. В регионе огромный ком нерешенных проблем: терроризм, криминал, бедность с безработицей. А самое главное — клановость и коррупция. Как результат — большая часть финансовых вливаний из Центра бесследно уходит в песок, планомерно раскручивая гиперинфляцию на местном рынке коррупционных услуг.
На Кавказе своя собственная арифметика, приезжим не очень понятная. Скажем, президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров на полном серьезе пытался убедить Владимира Путина в том, что недавнее повышение размера «отступных» за отказ от кровной мести со 100 тысяч рублей до миллиона целковых — блестящая монетарная мера, призванная нормализовать криминогенную обстановку в регионе. Правда, премьер-министр этой новации не оценил. Похоже, Владимира Путина смутил не сам факт существования в Ингушетии древнего института кровной мести, а то, что местная власть пытается де-факто легализовать этот «красивый обычай», регулируя его финансово и административно.
Корень бед в том, что центральная власть на Северном Кавказе еще со времен усмирения Шамиля присутствует исключительно в виде внешних атрибутов, а не на уровне духа и буквы федеральных законов. Сегодня Москва действует в регионе по накатанной схеме «деньги в обмен на лояльность». Не пришло ли время задуматься над ее рестайлингом? Например, «деньги в обмен на законопослушание». В нынешней версии добру все труднее бороться со злом.
Комментарии