Меняйте Фурсенко на Форлана. Заметки на полях Чемпионата России
На модерации
Отложенный
От скуки, происходящей в матчах возобновившегося отечественного футбола дуреет даже упившаяся тёплым пивом непритязательная публика. Что уж говорить о нашем брате. Спортивный обозреватель вообще подобен таксисту — хочется ощущать прохладу виражей горного серпантина, а платят за то, что везёшь клиента в Шереметьево.
Отечественный футбол никогда не станет конкурентоспособным, если не произойдут кардинальные кадровые изменения. Подобные тем, что случились на заводах по производству иномарок в России.
«Форд», «Дженерал моторз» и БМВ не особо срывали, что предпочитают брать рабочих и, самое важное — инженеров без опыта работы в советском и российском автопроме. «Русский инженер по своей сути — рационализатор, — делился однажды со мной секретами кадрового менеджмента немецкий директор калининградского цеха по сборке БМВ, — а для нашей машины рационализация не нужна. Она достаточна рациональна».
Та же история — в торговле, куда с подозрением берут бывших товароведов. Про общепит и говорить не стану.
В футболе же люди не меняются десятилетиями. А если и меняются, то лишь названиями клубов. Одни и те же тренеры, одни и те же менеджеры, одни и те же эксперты. Ну и получается про кукушку и петуха. Любое вторжение человека извне, любая попытка произвести реальную замену приводит к глупым объяснениям — неспециалисту тут не место. Или — футбол дилетантизма не прощает. Ссылаются при этом на некие авторитетные мнения. Например создателя футбольного «Спартака» Старостина. Но быть может найти уже другие авторитеты. Которые при жизни сделали поболе, чем сделал Старостин. Поскольку именно старостинское наследие и привело футбол страны в столь катастрофическое состояние? Когда созданный Старостиным клуб, финансируемый лучше чем «Барселона» и не испытывающий никаких финансовых проблем проигрывает в «Ростове» местной команде. Тренер Карпин, сменивший в своё время из-за денег российское гражданство на эстонское, объясняет всё случаем. И чувствует, что это пройдёт ему безнаказанно. Поскольку сегодня Карпина можно поменять только на Карпина. Если не купить Хиддинка. Но хиддинков не покупают, поскольку футбольное сообщество газзаевых, Карпиных и Сёминых рассуждает о российской ментальности и необходимости понимать специфику страны.
Всё это чушь замшелых, разжиревших без должного контроля котов, сидящих у чана со сливками и безнаказанно лижущих уже двадцать лет. Российская футбольная элита с таинственной строгостью на лице перемалывает феноменальные средства не показывая никакого результата. И — ничем не рискуя.
Давайте посчитаем, сколько раз за вечер мы видим рекламу футбольного клуба «Жемчужина»? На бюджет этой компании потрачено столько, что команде элитного дивизиона какой-нибудь Бельгии хватит на пару столетий. А «Жемчужина» отнюдь не феерически завершила первый круг во второй ( то есть — 3-й по Европейской квалификации) лиги российского футбола.
Футбольные люди — ушлые и хитрые персонажи. Клуб «Жемчужина» в своё время находился на содержании гостиницы «Жемчужина». И футболисты даже в советские времена жили в нём припеваючи — и валюта была и девочки из одной корпорации. Даже результат не стоило показывать приличный, поскольку могли и заинтересоваться. Нынешняя «Жемчужина», возрождаемая, так сказать — содержанка качественно другого уровня. По объёмам освоения средств содержателя, а не по качеству работы и оказываемых услуг.
Профессия футболиста отчасти схожа с первой древнейшей. Разница лишь в том, насколько представителю профессии работа приносит удовлетворение, позволяет раскрываться, внедрять что-то новое, восхищать своей неуёмной фантазией и страстью повидавшего в жизни клиента. Та к вот, если шлюхи постсоветского пространства ценимы в борделях планеты, то футболисты российские, увы, ценятся лишь внутри этого самого пространства. Потому как, в отличии от смежниц, могут лишь за очень большие деньги уныло отбывать номера, как «Спартак» в «Ростове».
Заметим, что молодецкий задор и удаль в футболе российском дарят порой надежду, что не перевелись ещё те, для кого футбол — это не унылые заработки, а прежде всего процесс. Имею в виду блистательную победу футболистов башкирского клуба «Горняк» из городка, население которого немного потеснившись и взяв детей на руки целиком уместится на стадионе в Черкизово. Случилось это в среду в 1/16 Кубка России по футболу. Собственно горняки сделали то, что мог бы совершить на чемпионате мира Парагвай, забей он тот злосчастный пенальти в ворота Испании в ¼ финала.
Но если сегодняшние футбольные эксперты о несостоявшейся катастрофе «Красной фурии» не пишут, лишь расхваливая непоколебимость барселонской основы чемпиона мира. То о подвиге «Горняка» (спортивном, разумеется) уже забыли. Накануне матча Юрий Сёмин выдал из собственного портмоне довольно приличные деньги поиздержавшимся болельщикам, добравшимся на игру любимого «Локомотива из Москвы через Махачкалу.
Убеждён, дай сегодня право элитарным клубам откупаться от матчей с футбольными коллективами низших лиг, а быть может — просто за деньги отменить кубок страны, футбольная общественность о которой мы говорили выше скинулась бы не обращая внимание на сумму сделки.
Наши профессиональные футболисты живут по принципу того самого российского пожарного: «Всё хорошо — зарплата, условия, форма, Но как пожар — хоть увольняйся!». Более того, принцип ничегонеделания возведён в девиз. Который торжественно укрепляет над всей футбольной кухней России президент Российского футбольного союза господин Фурсенко.
Смена Виталия Мутко на Фурсенко была в своё время объяснена некими интересами питерской политической элиты. Или — высокопоставленными болельщиками «Зенита». Убеждён — это ловкая маскировка тех самых жирных футбольных котов, сумевших развернуть общественное мнение против власти в целом, но не против заправил футбола.
Истинное лицо , а соответственно и задачи, которые поставлены перед ним, Фурсенко показал, командно-волевым решением готовя перевод системы российского футбола с системы «весна-лето-осень» на европейский вариант — «осень-весна».
От подобного перехода пострадают все, кроме 4—5 команд, выступающих в Еврокубках. Сегодня их менеджеры не могут выклянчить у компаний, продающих на запад российские углеводороды столько денег, чтобы хватило и футболистам и, тем, кто их покупает — то есть — самим менеджерам. Объяснения — звёзды в Россию ехать не хотят — лживы. Просто реальные звёзды уровня Диего Форлана — лучшего игрока чемпионата мира, поехали бы в Россию с её гонорарами с большой охотой и завтра. Но клуб, даже такой как «Зенит» не заинтересован в звёздах, а заинтересовал лишь в том, чтобы контракты подписывались с учётом отдельных людей этого клуба. То есть Форлан будет играть в России только тогда, когда догадается выдать тот самый «откат» представителю команды, выбивающего деньги на его покупку. Это — правда, как горько бы это не звучало. Гигантские агентские проценты, «серые» и «чёрные» схемы оплаты, чудовищные по своим размерам комиссионные — вот, что такое российский футбол. И чем более затратен он будет, тем более выгодно в нём существовать всем. Включая и президента футбольного союза.
По идее, Фурсенко вообще не должен заниматься интересами клубов, думать о календаре премьер-лиги. О неудобствах испытываемых 4—5 самыми богатыми командами. Его дело — футбол как средство физического оздоровления нации. И контроль за тем, что происходит со сборной. Но из ближайшего окружения Фурсинко и произрастает идея о предоставлении гражданства российского разным бразильцам, нигерийцам, которые в свои национальные команды не попадают. Зато будут дорого стоит для сборной России. А чем выше государственные расходы, тем лучше живёт чиновник. Опыт предыдущего президента Мутко в свете расследований Счётной Палаты говорит сам за себя.
Вообще, с расходами Мутко в Ванкувере — ситуация анекдотичная. Жадноватый Виталий Леонтьевич в своё время очень сетовал на счета, которые приходят за размещение в «Арарат-Хайате» господина Хиддинка с его чернокожей любовницей. О том, что Хиддинк выпивает капучино на 200 долларов в сутки усилиями Мутко знала вся страна (кстати, по ценам «Хайата» и немного вовсе кофе пил Гус при такой активной личной жизни). В Ванкувере Виталий Леонтьевич погулял так, что Хиддинку и не снилось — и талонов на завтрак брал аж на пятерых, и жену за счёт страны расселил в номере за 1500 долларов в сутки. Межу прочим, выиграй наши у канадцев в хоккей, никто счета проверять не стал бы. Но и Мутко пока избежал кары за чрезмерное чревоугодие и страсть к роскошествам.
Так что Фурсенко, просчитал, что и он особо ничем не рискует. В его хвастовство о выигрыше мирового кубка в 2018-ом всё равно никто не поверил.
Так что попьём ещё кофею за счёт болельщика. Диего Форлан то, как символ игры, в России не появиться. А значит, и сравнивать нам, как обычно, будет не с кем.
Комментарии