«Булыжник» Саакашвили – оружие Лукашенко

На модерации Отложенный

Белорусское телевидение, как и сообщал накануне KM.RU, показало вчера вечером интервью Михаила Саакашвили. Таким был ответ Александра Лукашенко на фильм «Крестный батька» (НТВ) и ролик «Последний диктатор Европы» («Russia today»). Ответ с российской стороны последовал незамедлительно: сегодня в 19:30 НТВ покажет фильм «Крестный батька – 2». Оружие Лукашенко в информационной войне с Кремлем оказалось слабоватым.

Но вернемся к собственно интервью. О чем говорил Саакашвили? Как обычно, он уверял, что готов идти на улучшение отношений с Москвой, но ему непонятна ее позиция. «Трудно понять, что они хотят. Мы все время хотели пойти им навстречу», – заявил Саакашвили. По его словам, когда Грузия сделала шаги к сближению, Россия захотела еще большего.

По мнению Саакашвили, позиция России в отношении Грузии включает элементы шантажа. Он описал ее так: «Вы поменяйте свое поведение, выполните все наши требования, а потом мы посмотрим». Такую позицию грузинский президент отвергает. «Мы отказываемся делать выбор между плохим и худшим: мы хотим делать выбор между хорошим и лучшим», – заявил Саакашвили, рассуждая об отношениях между двумя странами.

Касаясь признания Россией независимости Абхазии и Южной Осетии, Саакашвили заметил: «Россия прекрасно знает, что мы существуем в прежних границах». Хотелось бы спросить: а где именно она существует в прежних границах? На старых географических картах? В воспоминаниях самого Саакашвили? В сновидениях заинтересованных лиц? Потому что фактически прежних границ уже нет, а народы Абхазии и Южной Осетии уже давно не мыслят себя в составе Грузии. Что же касается «непонимания» грузинским президентом требований России, то нужно заметить, что он вообще отличается удивительной непонятливостью, напрочь отказываясь усваивать очевидные для всех вещи.

Далее Саакашвили перешел к наболевшему: он рассчитывает, что Белоруссия не признает независимость Абхазии и Южной Осетии. «Думаю, Белоруссия поступит мудро», – заметил он по этому поводу и поведал, что ранее группа белорусских парламентариев посетила Южную Осетию и Абхазию, где пообщалась с жителями этих республик. По его сведениям, Россия продолжает давить на Белоруссию в вопросе признания отделившихся территорий. «Были намеки, что Россия очень сильно нажимала (думаю, и продолжает нажимать) на Белоруссию с тем, чтобы было признание этих, как уже мир говорит, оккупированных Россией наших территорий», – сказал он.

Грузинский президент также продемонстрировал свою осведомленность о российско-белорусских отношениях. Он, дескать, посмотрел, что показывали про Лукашенко по российскому ТВ, и чуть ли не в ужас пришел. «Всякие обвинения сыплются, чуть ли не в каннибализме», – недоумевающе поведал белорусскому населению Саакашвили и добавил со знанием дела: «Привкус пропагандистской войны».

Критикуя российское руководство, Саакашвили не забывает расшаркиваться перед российским народом, хоть и не без некоторой доли ехидства. Он поведал о своей любви к российскому народу и российской культуре. Но, по его мнению, длительное отчуждение между двумя странами может привести к тому, что в Грузии не будут знать о существовании России. Грузинский лидер при этом посетовал, что из-за политики, которая заводит в тупик, он «уже должен своего сына заставлять учить русский язык».

А вот в России, стараниями самого Саакашвили, помнят о существовании Грузии. Не дает он о ней забыть, чуть ли не ежедневно будоража мировое общественное мнение все новыми заявлениями разной степени нелепости. Получается вполне согласно поговорке «мал золотник, да дорог». Маленькая страна – а сколько шуму от ее президента!

Далее начался обмен любезностями. Саакашвили отметил, что Белоруссия всегда поддерживала Грузию: например, белорусы не отказывались от экспорта грузинских товаров. Как язвительно заметил грузинский лидер, когда Россия объявила эмбарго на экспорт грузинской продукции, и он ездил на саммит СНГ в Минск, то там на банкете подносили грузинскую минеральную воду и вино, которое «российские руководители с большим удовольствием пили».

В последнее утверждение верится как-то с трудом. Если это – то самое вино, которое раньше продавалось в советских, а потом в российских магазинах, то трудно представить, как его можно пить «с большим удовольствием». Даже среднего удовольствия оно никогда не доставляло. Его всегда потребляли по принципу «на безрыбье и рак рыба». Впрочем, если кто слаще морковки ничего не ел, то ему и грузинское вино сойдет. Но, может, в Грузии есть какое-то другое, тайное вино – специально для высоких столов?..

Еще Саакашвили, говоря о хороших отношениях между Грузией и Белоруссией, напомнил, что между Тбилиси и Минском «сейчас прямое авиасообщение, самое интенсивное». И это тоже понятно: от Минска относительно недалеко до Москвы, и добираться в российскую столицу из Тбилиси по такому маршруту короче и удобнее, чем, например, через Киев. А если бы не это, то и интенсивности не было бы.

Кроме того, грузинский лидер поведал белорусам о своей к ним симпатии. «Если есть европеизированный народ – это Белоруссия, конечно», – заявил Саакашвили. «Беларусь и есть Европа. Просто надо интегрироваться. Есть много препон на этом пути, много недопонимания, много вещей; конечно, надо переоценить», – просвещал он телезрителей. О том, что как минимум одной из препон на пути евроинтеграции Белоруссии является ее президент, Саакашвили тактично умолчал. Видимо, он надеется, что если они с Лукашенко, взявшись за руки, вдвоем двинутся навстречу «европейскому счастью», то оно наступит быстрее.

В трогательных отношениях Саакашвили и Лукашенко, возникших в последнее время, обращает на себя внимание не сам их факт, а скрытые за ним тенденции. Эксперты полагают, что там сошелся целый клубок интересов и противоречий.

Во-первых, Кремлю, что совершенно очевидно, надоел Александр Лукашенко, и он не собирается больше его поддерживать. Виной тому – его непредсказуемое поведение, когда батька, в силу присущей ему импульсивности, ничтоже сумняшеся раздувает мелкие экономические дрязги в крупные политические скандалы. В Кремле, похоже, решили, что больше «скрипач не нужен». И вдохновил его на такое решение пример Украины, где со сменой «скрипача» отношения сразу же нормализовались. «Так доколе же мы будем терпеть Лукашенко?» – могли подумать в Москве. Фильм «Крестный батька» был первым сигналом об этом, а «Крестный батька – 2» может стать вторым и окончательным. А отсутствие у Москвы своего кандидата на пост президента Белоруссии может говорить о том, что там считают: любой кандидат будет лучше Лукашенко.

Во-вторых, Лукашенко прекрасно понимает, что отношения с Москвой испорчены практически окончательно. Вместо попыток примирения, на которое еще есть слабая надежда, он мог выбрать другую тактику – сколотить антироссийский блок из стран СНГ. Грузия, сжегшая за собой все мосты, – самый естественный кандидат на членство в нем. Но кто еще? Таковых больше нет. «Оранжевая» Украина тоже с удовольствием бы в него вошла, но она канула в Лету. Большая надежда, очевидно, у него была и на то, что в Киргизию вернется свергнутый Курманбек Бакиев, и тоже присоединится к ним (для этого и убежище давали). Но она не оправдалась.

Так что с кандидатами все кисло. А время поджимает. Батьке остается надеяться на Евросоюз, Уго Чавеса и еще на силы небесные. Евросоюз, однако, партнер капризный, требования выдвигает. Чавес же далеко, за синими морями и темными лесами, надежда на него слабая. Про силы небесные и говорить нечего. Остается одна Грузия, словно булыжник в руках пролетариата (скульптура у метро «Улица 1905 года»). Вот вчера батька его метнул. И что дальше? Посмотрим ответ сегодня по телевизору.