Творчество развивает города! Летняя школа в Ясной Поляне

На модерации Отложенный

 

Творчество развивает города!

Летняя школа в Ясной Поляне

25 студентов из разных регионов страны собрались в Ясной Поляне, чтобы учиться креативности. Летняя школа была организована Оксфордским Российским фондом (Великобритания) и агентством «Творческие индустрии» (Москва).

В начале этого года в разных вузах России был объявлен конкурс эссе «Гуманитарии для инновационного развития», и в качестве награды за лучшие эссе было обещано участие в Летней школе «Креативные индустрии и креативная экономика: научные и практические аспекты международной интеграции». И вот, победители конкурса - авторы 25 лучших эссе в июле съехались в Москву для участия в Летней школе. Студенты из региональных вузов - Владивостока, Твери, Перми, Красноярска, Татарстана и других регионов.

Первые два дня мы жили в Москве в гостинице «Измайлово-Бета». Естественно, уже сам факт, что ты живешь в столице России, вызывал большой энтузиазм. А ведь нас еще водили на экскурсии в московские культурные центры!

Открытие Летней школы состоялось в Актовом зале ПРОЕКТА FAБRИКА. Это популярный среди московской молодежи центр современного искусства, действительно открытый на месте бывшей фабрики бумаг, поэтому мастерские художников и выставочные площадки предстают в своеобразном «обрамлении» из фабричных балок, остатков машин… В итоге сама площадка выглядит необычно.

На ПРОЕКТЕ FAБRИКА в тот день проходило международное молодежное биеннале (выставка) «Стой! Кто идет?». Другие произведения выставки мы увидели на следующий день в не менее популярном среди москвичей Центре современного искусства «ВИНЗАВОД» (тоже открытом на месте бывшего винного завода).

Современное искусство отличает своеобразная форма подачи – это не традиционные картины, а произведения, созданные совершенно разными средствами. Например, нарисованные на стекле черные силуэты, отбрасывающие настоящую тень… Современное искусство очень оригинально и забавно, но часто непонятно, что хотел сказать автор. Мне кажется, в искусстве все-таки должна быть не только игра формами, но и какая-то идея, искусство должно «сеять разумное, доброе, вечное», а не просто развлекать.

А на одной из выставок мы увидели попросту пошлость – один автор выставил фотографии … расстегнутой ширинки и утверждает, что это красиво и какой-то новый взгляд на вещи. Другой автор выставил фотографии мужика с … голой задницей. Увидев эти фотографии, известный фотохудожник Ольга Свиблова была возмущена:

– Это банально ужасно и к «современному искусству» не имеет никакого отношения. Это пошлое время!

На выставке были всего две такие экспозиции, остальные были приличными. Хотя  многие и не слишком понятными…

Еще мы были в Москве на экскурсии в Лаборатории «Art&Science Space”, где выставлены произведения искусства, созданные с помощью науки (например, робот, рисующий картины…)

С миром более традиционного искусства мы соприкоснулись, когда приехали в Ясную Поляну, где и проходила основная часть Летней школы.

Разместившись в доме отдыха, мы поехали на экскурсию в музей-заповедник Льва Толстого, увидели его огромное имение с яблоневым садом, ясеневой рощей, прудами, дом, в котором жил писатель и создавал «Войну и мир». Наглядно познакомились с его биографией и сходили вглубь имения на могилу Толстого. В Ясной Поляне понравилось всем без исключения студентам-участникам Школы. Кстати, мы познакомились с потомком писателя – директором музея Владимиром Толстым!

Настроенные на творческий лад экскурсиями, мы приступили к занятиям. Лекции у нас вели не только преподаватели московских вузов, но и ученые и практики в сфере творческих индустрий из Англии, Германии, Испании, Белоруссии. Нам прочел лекцию сам автор теории креативной экономики Джон Хокинс. По мнению зарубежных ученых, пришедшее на смену индустриальной экономики информационное общество сменяется творческой экономикой, когда даже не информация и знания, а творческая способность становится главным фактором развития территорий. Важное место здесь занимают творческие индустрии (визуальное искусство, кино, реклама, исполнительские искусства и т.д.) И если наша страна не перейдет от сырьевой экономики к творческой, то ее ждет крах. А Китай, где в настоящее время проводит исследования Джон Хокинс, уже осознал значимость творческих индустрий и создает льготные условия для их развития.

Правда, выступивший перед нами издатель книги Д. Хокинса сказал, что концепция креативной экономики создана на пустом месте, просто новое название инновационной экономики…

Впрочем, можно согласиться с тем, что творческий подход во всех сферах экономики и не только экономики очень важен, создает более благоприятную для жизни и работы среду. Мы видели в Москве довольно успешные проекты в сфере творческих индустрий – центры современного искусства «ВИНЗАВОД», ПРОЕКТ FAБRИКА.

Говорили мы и о проблемах образования – наша образовательная система настраивает учащихся на заучивание однозначных «истин», а необходимо развивать в детях способность к творчеству. Наши занятия в Летней школе проходили в интерактивной форме – было много круглых столов, деловых игр, мы разрабатывали свои проекты по улучшению городской среды. Так что студенты не спали, как на лекциях в вузе…

Конечно, не каждый из участников Летней школы станет после окончания вуза работать в области современного искусства, создавать свое малое предприятие в сфере творческих индустрий. Среди 25 участников лишь единицы учатся на культурологов, искусствоведов, в основном – юристы, экономисты, историки, социологи и др. Но мы вынесли из Летней школы ощущение, что нужно к своей работе подходить творчески, искать нестандартные решения. Впрочем, у многих студентов есть творческое хобби (фотография, поэзия). Поучаствовав в разработке проектов, многие студенты захотели разработать и реализовать какой-нибудь проект в своем городе. Кстати, на лекциях нам говорили о важности такой деятельности, как разработка проектов, для развития креативной экономики, создания в городах комфортной среды для отдыха и общения.

В общем, творите, студенты!