США создают удавку для Ирана

На модерации Отложенный

Эксклюзивное интервью Vesti.Az с известным российским журналистом, членом Общественной палаты при президенте России, руководителем Центра стратегических исследований религии и политики современного мира Максимом Шевченко.

- Максим Леонардович, как вы оцениваете недавний визит в регион госсекретаря США Хиллари Клинтон в свете разрешения Карабахского конфликта?

- Я считаю, что американцы сейчас крайне заинтересованы в сколачивании единого «кольца сдавливания» Ирана. Это является главной задачей и головной болью Вашингтона. Продавив в СБ ООН санкции против Ирана, США будут усиливать давление на эту страну. Кроме того, Конгресс США будет принимать новые санкции в отношении Ирана. Для этого им надо, чтобы Иран со всех сторон был окружен зоной нестабильности, чтобы пресечь все возможности нормального функционирования ИРИ. Американцы хотят превратить Иран в Ирак, хотя очевидна разница между Ираком Саддама Хусейна и нынешним Ираном.

В связи с этим, я уверен, что все конфликты на Южном Кавказе американцами воспринимаются не как цель разрешения, а как средство. Это конфликты, управляемые извне. Вот для этих задач Карабахский конфликт подходит идеально. Достаточно инициировать короткие перестрелки или столкновения на линии соприкосновения, чтобы потом вмешиваться в этот регион и угрожать этим странам более серьезной эскалацией конфликта и одновременно ставить им условия. Это и есть задача США, карабахский конфликт – это прекрасно управляемый извне кризис. И то, что американцы имеют рычаги управления – не секрет.

Достаточно в двух столицах – Ереване и Баку – дать разные обещания за закрытыми дверями, чтобы повысить напряженность. Я уверен, что Азербайджану и Армении надо быть очень осторожными, так как эскалация напряженности в регионе выгодна США для того, чтобы дестабилизировать северные границы Ирана, изолировать его.

Всем хорошо известно, что Иран втянут в региональные дела. Нравится это Баку или нет, но с Арменией у Ирана сложились очень хорошие отношения, между двумя странами практически открыта граница. Для Армении нет иного выхода, кроме сотрудничества с Ираном.

Важной задачей американцев является пресечь сотрудничество между Арменией и Ираном. Это можно сделать с помощью эскалации конфликта в Нагорном Карабахе. Меня, например, очень напрягло подписание документа членами МГ ОБСЕ в Канаде. В нем открыто говорилось о возможности насилия в Нагорном Карабахе. Если на высоком уровне такие вещи постулируются, то в конечном итоге они и становятся реальными.

Ситуация в регионе Южного Кавказа сейчас очень опасная, цель американцев – создание управляемого конфликта. Но я верю в разумность и рассудительность руководства Азербайджана и Армении, я верю, что великие народы региона – азербайджанцы, армяне, иранцы, турки – проявят свою мудрость и не станут марионетками в той игре, которая затевается там.

- Как вы считаете, Хиллари Клинтон удалось уговорить хоть одну южнокавказскую республику присоединиться к антииранской коалиции?

- Мне трудно говорить об этом. Но я знаю, как в Иране был воспринят визит Клинтон в регион, особенно в Азербайджан. Там отнеслись к этому визиту с крайней озабоченностью. Иранцы уже сталкивались с тем, что американцы хотели поссорить персов и азербайджанцев внутри самого Ирана, мол, азербайджанцы подвергаются дискриминации. Это же полный абсурд, ведь и Ахмадинеджад, и Хомеини имеют азербайджанские корни.

В Иране очень внимательно следят за расширяющимися контактами Азербайджана с США. Это в равной мере имеет отношение и к Армении. Ведь Армении предложено сотрудничество по линии НАТО. Тут уже и России надо было задуматься, как члену ОДКБ: а какова цена тем заявлениям и обещаниям, которые даются в рамках этой организации.

- Кстати, совсем недавно в прессе активно муссировались слухи о том, что на территории Азербайджана и Грузии уже размещены американские и израильские ВВС и военные советники этих стран…

- Да, я читал про это в азербайджанской и грузинской прессе. Возможно, что это просто «утка», провокация с целью породить новую линию напряженности.

Если это так, то это, конечно, не может не вызывать у иранской стороны озабоченности. Обратите внимание на сообщение о нападении пиратов на иранское судно, произошедшее в минувшую пятницу в акватории Каспийского моря. Пираты напали на иранский сухогруз «Саман», шедший из порта Энзели в северном Иране в казахстанский порт Актау. Откуда в Каспийском море могли взяться пираты? Почему они напали именно на иранский корабль, а не на судно скажем, России, Азербайджана, Казахстана или Туркменистана? Это очень подозрительно.
Как бы то ни было, но мне бы не хотелось, чтобы братские для меня народы – азербайджанский и армянский - были втянуты в войну.

- Ряд экспертов, как российских, так и азербайджанских, высказывают предположение, что в случае начала Азербайджаном боевых действий в Нагорном Карабахе Россия не будет вмешиваться в течение 10 дней, дабы дать возможность Баку провести молниеносные боевые действия по освобождению своих территорий. Вы согласны с подобным мнением?

- Я не знаю, откуда эксперты взяли эти 10 дней. Гипотетическая война в Нагорном Карабахе не будет блицкригом, потому что мы имеем опыт чеченской войны, когда наш бравый генерал, министр обороны заявил, что возьмет Грозный силами одного полка. Все это вылилось в кровопролитную бойню.
Могу сказать, что с 1994 года в регионе выросли долгосрочные оборонительные системы, с обеих сторон конфликта имеются люди, которые поддерживают постоянную боеготовность. Мне кажется, что война в Нагорном Карабахе, если она, не дай Бог, начнется, не уложится ни в 10 дней, ни в 10 лет. Это будет чудовищной катастрофой для обоих народов – армянского и азербайджанского. Война в Карабахе мгновенно отразится на соседнем Дагестане, на Северном Кавказе. Эта война будет иметь самые тяжелые последствия для всего Кавказа, в том числе, для Азербайджана.
Молниеносных войн в современном мире не бывает. Даже США, обладающие чудовищной мощью, разгромив на поле боя армию Саддама Хусейна и движения «Талибан», на 10 лет завязли в Ираке и Афганистане.
Если война в Карабахе все же начнется, то я надеюсь на немедленное вмешательство России. Нельзя допустить кровопролития и убийства двух братских нам народов.

- В Азербайджане и Армении с нетерпением ожидают августовского визита Дмитрия Медведева в Ереван. Опять же, по слухам, президент России привезет окончательный вариант разрешения Карабахского конфликта, согласно которому, на первом этапе Армения освобождает сначала три азербайджанских района, а затем и остальные четыре. Как вы считаете, пойдет ли Армения на освобождение оккупированных азербайджанских районов, даже если инициатива будет исходить от Кремля?

- Любой проект такого плана является результатом согласования, дипломатических переговоров. Если такая работа была проделана, то есть, Москва провела переговоры с Баку и Ереваном, то я думаю, что возможно все. Если же такой документ на самом деле будет положен на стол как некое предложение России, то я не думаю, что он приведет каким-либо последствиям.

- И последний вопрос. Каким лично вы видите вариант решения Карабахского конфликта?

- Мне очень трудно ответить на этот вопрос. Я уже столько раз обжигался на этой теме. Что бы я ни сказал, кто-то обязательно будет недоволен – или в Баку, или в Ереване. Я считаю, что ситуация в регионе – ненормальная. Она делает государства и народы региона заложниками чьей-то внешней игры, позволяет манипулировать ими.
Мне кажется, что приоритет должен делаться на права человека. Люди, которые перед угрозой насилия оставили свои дома, должны вернуться к родному очагу, на свои земли, на которых они проживали столетиями. Определение политических форматов той или иной территории должно проводиться только после восстановления гражданских, человеческих прав. Когда я говорю о беженцах, я имею в виду и армян, покинувших территорию Азербайджана, и азербайджанцев, которые были вынуждены покинуть Армению и Нагорный Карабах. Это и армяне, и азербайджанцы, и курды, которые компактно проживали в Лачине. Все они должны иметь право вернуться в свои дома.