Китайские трудовые эмигранты. Исторические параллели

На модерации Отложенный

Несколько дней назад президент РФ Дмитрий Медведев сообщил, что отток населения с Дальнего Востока «пока остановить не удалось» и «если тенденция сохранится, то к 2025 г. треть рабочих мест нужно будет замещать трудовыми мигрантами». Констатирование факта поднимает вопрос гастарбайтеров до уровня центральных общероссийских проблем. Не исключено, что в будущем России придется столкнуться с рядом сложностей, тем или иным образом связанных с трудовыми эмигрантами.

clip_image002

Само слово «гастарбайтер» пришло в русский язык из немецкого. Оно состоит из двух слов – Gast («гость») и Arbeiter («рабочий»); «гастарбайтер» – это наименование иностранца, работающего по временному найму. Термин возник в 1960-е гг. в ФРГ, когда стремительно растущей западногерманской экономике потребовалось много дешевой рабочей силы. Изначально в слове «гастарбайтер» не было никакого отрицательного или уничижительного оттенка. Напротив, это было искусственно созданное политкорректное слово, которое заменило старые наименования «остарбайтер» и «фремдарбайтер». Два последних слова сохранились с нацистских времен и успели приобрести дурную славу, из-за чего было решено отказаться от их дальнейшего употребления.

Изначально предполагалось, что новые «гости-рабочие» – гастарбайтеры, должны были приезжать в Германию на весьма короткое время, а потом заменяться другими. Это был своего рода западный межгосударственный вахтовый метод. Однако, в действительности план осуществился совсем не в соответствии с замыслами его задумавших. Работодатели не хотели тратить деньги на обучение новых партий гостей-рабочих, а сами гости из турецкой или югославской глубинки вовсе не жаждали покидать сытую Германию. Но это - уже совсем другая история, заслуживающая отдельного подробного рассмотрения.

Сейчас же хотелось бы обратить внимание читателя на куда более давние времена и рассказать о китайских трудовых эмигрантах, но не в России двадцать первого века, а в Соединенных Штатах Америки века девятнадцатого. Ведь всегда полезно обратиться к чужому опыту и попытаться чему-то научиться на чужих ошибках.

О серьезности проблемы американцев с китайской эмиграцией может свидетельствовать один факт – в США (в стране созданной и населенной эмигрантами!) китайцы были единственной этнической группой, для которой в эпоху свободной иммиграции въезд в США был полностью запрещен с 1882 года.

А ведь начиналось все достаточно невинно… Но вначале давайте оглянемся назад и вспомним некоторые исторические факты.

Наиболее ироничный из них – причиной объявления независимости США и появлению десятков тысяч китайских эмигрантов в Америке стала одна и та же не менявшаяся веками традиционная алчность правящих кругов Британской империи. Но если сдавленной высокими имперскими пошлинами и налогами британской Америке начавшаяся Бостонским чаепитием антиколониальная революция победоносно удалась, то Китаю повезло гораздо меньше. Развязанные британцами (и впоследствии примкнувшими к ним французами) две опиумные войны привели к гражданской смуте, ослаблению и частичному распаду Китайского государства, а нарушенные вековые традиции и беспошлинный ввоз европейской продукции машинного производства – к депопуляции страны, массовой безработице и эмиграции. Не говоря уже о массовой наркомании. Только за сорок лет внешних и внутренних войн население Китая уменьшилось почти на 50 миллионов - до 369 миллионов человек. Треть из них были наркоманами…

Примерно в то же самое время в Америке власти со все большим неодобрением поглядывали на рабовладельческий Юг, и гражданская война между Севером и Югом была не за горами. Еще более важный для нашей истории факт – в невообразимо далекой Калифорнии (от Нью-Йорка до Сан-Франциско почти 4000 км) нашли золото, и вскоре началась многократно описанная в литературе «золотая лихорадка». Огромные пустынные просторы Соединенных Штатов, начинающаяся промышленная революция и разыгравшаяся в Калифорнии «золотая лихорадка» требовали все больше новых и дешевых рабочих рук. Чтобы решить эту проблему, в 1848 году Конгресс предложил план развития западного побережья, в котором немалая роль отводилась привлечению в США дешевой китайской рабочей силы.

Вскоре этот план начал воплощаться в жизнь. Уже на следующий год моряки с американских судов, забиравших в Китае чай и шелк, стали рассказывать местным жителям невероятные истории о возможностях быстрого обогащения в США. Надо только переплыть океан и оказаться в Калифорнии, а уже там можно «легко и быстро» добыть много золота. Всего пару лет работы с лопатой и киркой – и впереди маячит возможность стать баснословно богатым человеком! В китайских портовых городах появились листовки, которые распространяли посредники американских нанимателей. Листовки гласили: «Американцы – очень богатые люди, они с радостью приглашают китайцев к себе в страну! Здесь можно получить хороший заработок, огромные дома, еду и одежду лучшего качества! Это замечательная страна без войн и солдат, здесь много денег!». Самое интересное, что в этих восторженных словах было довольно много правды: в шестидесятых годах девятнадцатого века китайский рабочий зарабатывал 3-5 долларов в месяц, а в Калифорнии он мог заработать до 30 долларов в месяц! Пусть этого и не хватит на «огромные дома, еду и одежду лучшего качества», но согласитесь – разница получается существенная! Поэтому нет ничего удивительного в том, что к 1870 году в США было уже 63.000 китайцев.

clip_image004

Поначалу китайцев встречали довольно благосклонно – ведь работы и золота хватало всем. Однако вскоре прибыль от золотодобычи начала уменьшаться, а белые, соответственно, стали относиться к китайцам все более враждебно. Постепенно золотые шахты закрывались, все больше старателей было вынуждено искать другую работу, а конкурировать с неприхотливыми китайцами становилось все сложнее.

Враждебность к приезжим неумолимо возрастала.

К 1870 году в Сан-Франциско было 12200 рабочих, а город оказался на девятом месте по уровню развития промышленности в США. Половину рабочей силы в этом городе составляли китайцы.

clip_image006

Безработица среди бывших старателей довольно быстро привела к настоящим антикитайским восстаниям в Калифорнии. Мало того – непохожие на белых, во всем чужие, живущие тесной диаспорой, китайцы оказались удобной мишенью и для политиков. Чтобы отвлечь народ от серьезных экономических проблем, они нашли «конкретных виновников» всех бед – китайских иммигрантов. Зазвучал призыв «Калифорния для американцев».

Интересен и взгляд самих китайцев на подобное отношение. Китайские эмигранты считали, что местные жители им… завидовали! Один из китайских рабочих говорил: «Рабочие завидовали нам, особенно ирландцы. Никто не наймет ирландца, немца, англичанина или итальянца, если есть возможность нанять китайца, потому что наши соотечественники гораздо более честные, трудолюбивые, надежные и благоразумные. Китайцы преследовались не за пороки, а за достоинства. Они могли бы стать более достойными и патриотичными гражданами Америки, чем другие».

clip_image008

Пресса с большим энтузиазмом принялась за разоблачение всех бед и напастей, которые несли с собой китайские иммигранты. Выходили пространные статьи, где китайцев обвиняли во всех грехах: «проституции, наркомании, в том, что они никогда не пытались адаптироваться к американской одежде, привычкам, системе образования и не хотели стать полноценными гражданами». Китайцам вменялось в вину и повышенное внимание к белым женщинам. Впрочем, в этом как раз не было ничего удивительного – ведь абсолютное большинство китайских эмигрантов было мужчинами! Так в 1852 году из 11794 прибывших китайцев было только 7 женщин. И хотя действовал официальный закон, запрещающий браки между белыми и "монголами" (общий термин, использовавшийся в то время для обозначения народов азиатского происхождения), подозрения в связях китайцев с белыми женщинами возникали постоянно. Со временем в Калифорнии появились и китайские женщины – вот только большинство из них прибывали туда в качестве проституток (многие - насильно!).

clip_image010

С течением времени антикитайские настроения начали принимать и законодательный облик. Первой ласточкой стал принятый в 1875 году Закон Пейджа, который запрещал въезд в США китайских, монгольских и японских проституток и преступников. В 1879 году Конгресс предпринимает попытку принять так называемый «Билль пятнадцати пассажиров», который сократил бы число китайцев, прибывавших в любой порт США на любом корабле, до 15 человек. Но вершиной законодательной борьбы с китайскими гастарбайтерами стал, несомненно, так называемый «Акт об исключении китайцев» – особый закон Конгресса США, изданный 6 мая 1882 года. Этот закон полностью запрещал китайским рабочим въезд на территорию США. Уже приехавшим китайцам отказывалось в праве претендовать на гражданство США. Изначально этот акт был принят как временный, но уже в 1904 году, после долгих дебатов, решено было сделать его бессрочным. 27 апреля 1904 года Теодор Рузвельт поставил свою подпись под словами: «данным актом запрещается въезд на территорию США, территории, находящиеся под юрисдикцией США, федеральный округ Колумбия китайцев и всех людей китайского происхождения, на бессрочный период времени». В сущности, этот акт был концом массовой китайской эмиграции в США – и не удивительно, ведь по сути он действовал почти век (с 1904 по 1965 гг.).

clip_image012

Так закончилась долгая и полная драматизма история китайских гастарбайтеров в США. Во второй половине двадцатого века китайцы снова стали массово эмигрировать в США, зачастую нелегально и очень экзотическими способами, но это была уже совсем другая история, без того накала страстей и шумихи, что сопровождала китайских рабочих во второй половине девятнадцатого века.

Но чем же знание этой давней истории может быть полезно современному россиянину? Сегодня, когда президент России открыто предрекает в ближайшем будущем новые многомиллионные армии трудовых эмигрантов, одно можно сказать точно – простым и бесконфликтным этот процесс не будет. Конкуренция на рынке труда, бесспорно, вырастет в разы, что просто не может не привести к недовольству и протестам населения. Как с этим будут бороться? Пожалуй, российский «Акт об исключении китайцев» – это из области фантастики; мир слишком изменился, да и заклятые друзья не позволят появиться такому закону. Может, это даже и к лучшему, ведь политика руководителей КНР в вопросах, касающихся китайских мигрантов в России, отличается твердостью и последовательностью – в отличие от политики России в отношении своих соотечественников за границей. Политика КНР – неброская, сдержанная, в основном не публичная, однако не исключающая ни пропагандистских кампаний в СМИ, ни дипломатических демаршей. По мере усиления своего веса в мире Китай, несомненно, будет все более жестко защищать расширение объемов китайского труда в РФ. Так что калифорнийские страсти вековой давности, вполне возможно, скоро померкнут по сравнению со страстями на русском Дальнем Востоке. Совершенно ясно одно – скучно не будет...

clip_image014