О.Несмеянова. Об инфантильности(часть 1)
На модерации
Отложенный
Из источников:
Инфантилизм (от лат. infantilis — детский) — незрелость в развитии, сохранение в физическом облике или поведении черт, присущих предшествующим возрастным этапам. Термин употребляется как в отношении физиологических, так и психических явлений.
Проявления инфантильности становятся настолько массовыми, что скоро, пожалуй, коснутся каждого из нас. Они уже являются и в дальнейшем будут большой общественной проблемой, многим осложняющей жизнь
Оговорюсь, что речь идет не об обычной естественной и закономерной инфантильности 6-тиклассников, которые боятся остаться без родителей, т.к. только через их жизненный опыт они могут приспосабливаться к жизни и никак иначе. С ними-то как раз все в порядке, а о грозном и удручающем явлении инфантильности от 30-тилетних, особом феномене нашей молодежи до инфантильности пожилых. Инфантильность сегодня - это бич и проблема не только тех, кому 25-30, проблема в том, что общество становится инфантильным.
Проявляется это в том, что, выражаясь обывательским языком, дебилизация населения идет семимильными шагами и зашкаливает(читай статью "60-70% родителей дебильны"). Этого уже невозможно не замечать и такому массовому явлению должно быть найдено какое-то объяснение. Правомочным считаю мнение о том, что в отличие от процессов акселерации(что было у нас в конце 20 века, ускоренное физическое, умственное, социальное развитие), сейчас идет обратный процесс децелерации, т.е. откат назад, замедление этих всех этапов развития личности – кто знает: может быть мы имеем дело с приспособительным механизмом восстановления равновесия в природе? Т.е. и природе надо на ком-нибудь отдохнуть? Вот она и отдыхает. Имеет место парадоксальная ситуация сочетания поколений более развитых умственно, культурно и интеллектуально продвинутых и разносторонних, гибких, адаптивных "стариков"-акселератов и косной, ригидной, не развивающейся,не желающей уступать и приспосабливаться, ограниченной молодежи. Это уже для многих очевидно. Вызывает тревогу будущее страны, семьи, науки и культуры при окончательной смене поколения акселератов децелератами через 20-30 лет
Инфантильность в моем понимании все же не является оценкой умственного развития, хоть и принято говорить, что инфантилизм это просто глупость взрослых.
Это степень(недостаточность) социализации, неспособность усвоить жизненный опыт или сознательный отказ человека к его усвоению. Ближайшие к инфантилу носители опыта - родители, их инфантилы презирают, а иной раз и ненавидят именно за опытность. Зачастую презрение к родителям сопряжено с презрением к родине. Не имея опыта и способности его копить, инфантилы неизбежно наступают на одни и те же грабли, при этом искренне удивляясь или огорчаясь. В то же время, убеждения инфантила чрезвычайно крепки и неизменяемы, потому они от внешнего опыта и закрыты. Это человек, который не способен и не хочет меняться. То есть это человек, совершает ошибки по убеждению, осознанно наказывает сам себя. Как правило еще больше бывают наказаны те, кто рядом.
В тексте в дальнейшем носителя инфантильности я для краткости буду обозначать словом «инфантил». Еще более краткое слово «инфант» не подходит, так как давно означает королевское дитя
А инфантил – хоть и так же не приспособлен к жизни как королевское дитя, однако с культурных позиций является маргиналом, то есть человеком не в своей культурной и социальной нише, сознание которого не развивается, остается детским, закрывается на какой-то стадии для дальнейшего опыта, по сути это взрослый или даже старый ребенок, проживающий в этом иллюзорном состоянии противоречия с реальностью иной раз всю жизнь(отличать от естественного органичного состояния впавших в детство по возрасту в старости)
Проявления инфантильности в наше время настолько массовы (думаю, более 50% населения пребывают в этом состоянии бессрочно и более 90% молодежи после 20 лет) и разнообразны и настолько тяжело в конечном итоге сказываются на жизни многих семей, что пора уже давно говорить об этом и думать, как быть и что делать?
Итак, инфантильность, это недостаток социализации, наивность, недостаток адаптации, приспособленности жить в человеческом обществе по нормам человеческой морали. Она присуща только человеку, инфантильные особи среди животных в природе не встречаются, видимо не выживают.
Инфантильным может быть самый умный или даже гениальный человек. Инфантил проводит жизнь в плену своих иллюзий. Ученый ничего не видит и не понимает в быту и жизни кроме своих формул(Паганель из "Детей капитана Гранта"). Обычная по внешним данным женщина убеждена что она самая красивая, молодая(до глубокой старости) и потому застрахована от измен. В отсутствие адекватной самооценки, реальная жизнь и наступившая старость для нее становится иной раз страшным ударом. Старушка или старец мечтает о любви(персонаж Басилашвили в "Небесах обетованных"). Девушка мечтает о замужестве с олигархом(оглянись вокруг) и при этом любая даже самая завалящая убеждена что именно она этого достойна. Молодой человек уверен, что родители ему обязаны пожизненно и ненавидит их за то, что не получил от них содержания по размеру своих фантазий. Инфантил убежден, что жизнь это праздник, брак это любовь. а не партнерство совместного проживания, дети это игрушка, любовь и секс одно и тоже,а булки растут на дереве. И при этом зачастую человек озабочен и зациклен доказывать, что он взрослый
Инфантил – это трогательный, наивный, часто симпатичный и артистичный человек, со своеобразным благородством, но при этом умеющий быть аморальным, часто со статусом жертвы, это популярный и привлекательный для многих персонаж литературы, кино, публичной и светской жизни.
Примеров тьмы – оглянитесь вокруг или посмотритесь в зеркало. Они встречаются от самых низов до вершин власти – например, руководители Украины, которая впрочем впала в это состояние инфантильности всей страной. Или в России Горбачев и Ельцин со всей своей командой "младореформаторов", которые до старости и смерти так и не выросли из детских штанишек. Но их, взращенных в закулисных теплицах ЦК КПСС еще можно понять. А как объяснить феномен недомыслия народа, в массе поверившего в байки, что ничего уже больше не надо делать, а рынок все сам поставит на места? До веры в рынок те же самые люди свято и наивно верили в коммунизм и попробуй в то время кто-то из здравомыслящих усомниться...Наименования объектов веры в иллюзию могут быть разные, иллюзорной может быть не только вера в рынок и коммунизм - буддизм, карма,друг(подруга), девочки на форуме,главарь секты или мошеннического фонда. персонаж кино, политики, света - без разницы и замена одного наименования другим сути в общем не меняет
Часто наиболее умные инфантилы осознают свое положение и стремятся найти покровителя, «няньку», субстрат, к которому можно прикрепиться, донора, кто бы их подпитывал,обеспечивал, содержал или того, кто бы их направлял. Под таким управлением например сейчас живут многие мужчины или страны, в том числе и Европы, растерявшей на сегодняшний день в значительной степени свою самостоятельность и культурный опыт
Глупые же инфантилы, пользуясь услугами «нянек», наглеют, их презирают, отталкивают, оскорбляют, стремятся ими помыкать. Убеждены, что несомнено они няньке нужны больше, чем она им. Инфантил верит в свою исключительность и в то, что остальные существуют, чтобы его обслуживать, готовить, обеспечивать, дарить , благоустраивать и конечно мыть за ним говно в унитазе. Он убежден, что всегда будут вокруг готовые к этому люди и ему не о чем печалиться.
Как правило инфантильные особи не имеют совести, аморальны, вне морали, так как у них свой порог этой самой морали, не стыкующийся с прежним опытом культуры и поколений(он его презирает или высмеивает , считая устарелым) Уровень претензий и требований их к родителям не имеет верхнего и морального предела: если родители обеспечили инфантила бутербродом с красной икрой каждый день, он все равно будет обижен на них за то, что у него нет Бэнтли и т.п. Родители виновны перед инфантилом(и потом его женой) просто фактом своего существования и при этом обременены пожизненным долгом перед ними. Т.е. паразитизм – это имманентное сущностное свойство инфантила, стиль его жизни и способ мышления.Как безусловно по общему мнению европ и америк например сейчас Россия по гроб жизни обязана Украине
Феномен предательства также часто присущ инфантилу(вспомнить Тараса Бульбу и двух его сыновей – зрелого Остапа и инфантильного Андрия) в силу того, что инфантил по недостаточности социального опыта не в состоянии правильно определить субстрат, к какому ему стоит прикрепиться чтобы благополучно паразитировать, а моральных границ и обязательств он ни перед кем не имеет(ну как очаровательный малый ребенок, которому не стыдно обкакаться на людях)
На уровне отдельного человека такими могут быть взрослые дети при пожилых родителях, на уровне стран - Прибалтика, Украина по отношению к России
Инфантил часто не способен адекватно оценить свои умственные, физические и пр. данные, свою жизнь. Он считает что с этим у него все в порядке, а в возникающих проблемах склонен обвинять других. Чаще тех, кто ему чего-то по его мнению недодал, а это значит близких. Потребительство, паразитизм, иждевенчество, стремление жить за чей-то счет и при чьем-то обслуживании – вот кредо инфантила . Они не готовы к усилиям, напряжению и жертвам во имя дела или результата. Инфантил, не получивший все готовое и задаром, чувствует себя ущемленным. Ему не приходит в голову что свою жизнь можно улучшить своими усилиями
Инфантил не ищет решения, а ищет врагов, кого можно обвинить в своих проблемах, склонен уйти головой в песок, свалив все на других(тогда ничего не надо решать) и уйдя от возможного опыта и взрослых людей, собраться с такими же инфантилами как он сам(проф. Е. Григорьева из Тарту в свое время называла этот процесс «слипанием икры» в комок, что оч. точно). Инфантил в кругу себе подобных не чувствует ущемления от взрослости других, чувствует себя на равных. При этом «слипшиеся в комок» попадают в замкнутый круг своей инфантильности, получают не жизненный опыт, а возведенную в степень свою же никчемность. Однако в среде инфантилов эта патовая ситуация засчитывается как самостоятельность и независимость, освобождение от гнета и советов предков.
Не продуктивная деятельность, а освобождение от влияния предков, родителей, носителей самого страшного для него - опыта – вот что является самоцелью, а иной раз и смыслом жизни инфантила, пусть и ценой потери собственного здоровья, ума, зубов, волос, имущества, работы, образования и семьи – любых значимых ценностей. «Назло бабушке отморожу уши!» - Инфантил ничего не пожалеет в себе и других чтобы доказать – он ни в чем не послушал родителей и не дал никому послушать их и поступить правильно. Кретинизм инфантила в этом смысле может быть беспредельным – он не усваивает и не копит опыт, поэтому его жизнь - череда ошибок, неизбежных разочарований и потерь, на которые он обрекает сам себя. Опираясь на опыт себе подобных, он усиливает и умножает этим степень инфантильности и усугубляет свое положение.
Окончание в следующий раз...
Поскольку статья выходит в печатной и электронной версии общероссийского журнала "Наша молодежь" в марте 2016 года, то 2 часть статьи выйдет на Макспарке только после ее выхода в печать,те. в конце марта. Следите за публикациями.
Полная версия статья доступна в оригинале на сайте журнала PostKlau
Комментарии
Комментарий удален модератором