Как в России наказывают за посты в соцсетях

Перепостэкстремизм

ФСБ предъявила обвинение в публичных призывах к экстремистской деятельности московскому оппозиционеру Александру Хорршру за два перепоста, и теперь ему грозит до пяти лет колонии: за публикации в интернете в России дают не только условные, но и реальные сроки

Условный срок — распространенное наказание за интернет-экстремизм. 3 марта Кировский суд Петербурга приговорил к полутора годам условно водителя троллейбуса и организатора «Русского марша» Дину Гарину. Поводом для возбуждения дела стал пост Гариной в группе «Русские в СПб», посвященный гибели жителя Петербурга, предположительно, от рук кавказцев. С ноября девушка находилась в СИЗО. Активистка признала вину и ходатайствовала о рассмотрении дела в особом порядке. Суд учел смягчающие обстоятельства: отсутствие судимости и мать с инвалидностью. Гарину отпустили из-под стражи в зале суда.Дина Гарина

В прошлом месяце жителя Егорьевска признали виновным в разжигании ненависти либо вражды, после того как он выложил несколько фотографий и роликов ксенофобского характера. Суд приговорил его к одному году и четырем месяцам условно.

Два года условно получил житель Калужской области Абубукар Газдиев. Сотрудники местного УФСБ установили, что он разместил в интернете материалы, оправдывающие деятельность террористических группировок ИГИЛ и «Имарат-Кавказ».

По данным силовиков, в 2015 году осуждены к различным срокам за посты в соцсетях три жителя Калужской области, еще десять привлечены к административной ответственности. Так, 26-летнему калужцу дали условную «двушечку» за то, что опубликовал на своей странице два видеоролика, призывающих к насилию над русскими и людьми, не исповедующими ислам.

Иногда суд назначает «экстремистам» общественные работы. В феврале мать-одиночку Екатерину Вологженинову из Екатеринбурга приговорили к 320 часам обязательных работ.

Во время процесса выяснилось, что следователь СК Духовнев и оперативник ФСБ Худеньких подделали подпись Вологжениновой в материалах дела. Кроме того, суд постановил уничтожить «орудие преступления» — ноутбук. Когда в интернете стали собирать деньги на покупку нового компьютера для матери-одиночки, юрист и член ОНФ из Екатеринбурга Валерия Рытвина подала заявления в ФСБ, МВД и Генпрокуратуру, требуя «принять меры к установлению всех лиц, подстрекающих Вологженинову к продолжению экстремистской деятельности». В частности, она просит проверить акцию по сбору средств, организованную блогером Рустамом Адагамовым, но на самом деле он даже не успел ее объявить.Екатерина Вологженинов

Но не всегда суды ограничиваются условным наказанием или общественными работами. Блогер Вадим Тюменцев из Томска выложил в Youtube и «ВКонтакте» два видео: «О выдворении из Томска луганско-донецких беженцев»» и «О перекрытии улицы в знак протеста против маршрутного беспредела» — и нарушил сразу обе статьи 280 и 282. Максимальное наказание за «публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности» составляет пять лет лишения свободы, за «возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства» — два года. Путем частичного сложения сроков блогер получил пять лет колонии. В последнем слове Тюменцев заявил, что считает дело сфабрикованным. В основу обвинения легли явка с повинной и лингвистическая экспертиза. «Мне было сказано: или пишу явку с повинной, или сейчас же посадят в СИЗО», — рассказал активист. Наказание оказалось слишком строгим даже по сравнению с тем, которое запросил прокурор: четыре года колонии-поселения. Агентство новостей «ТВ-2» отмечает, что в августе прошлого года активист участвовал в Марше за федерализацию Сибири. Правозащитный центр «Мемориал» признал блогера политзаключенным.Вадим Тюменцев.

Евгения Офицерова