Воспоминание о Сократе

На модерации Отложенный

Я рискую быть обвиненным в цинизме, утверждая, что истина есть результат голосования. Ее добывают, ищут, провозглашают, но... вроде бы не голосуют. 

И все же - как быть с тем фактом, что в общественной жизни мы то и дело сталкиваемся с ситуациями, в которых вынуждены договариваться о том, что мы будем считать истинным? Истинными целями, например. 

В связи с нашими «моделями развития» уместно задать вопрос, можно ли «развиваться» через слепое подражание цивилизованным примерам. 20 лет тому назад именно этим путем мы якобы пошли, неустанно декларируя его устно и письменно, и столь же неустанно искажая заманчивые образцы. 

Там, где есть прогресс общественного благосостояния, имеется и постепенное расширение социальной базы власти до современных форм, сочетающих принципы либерализма с демократией, но лишь по мере роста политической одаренности, гражданского и правового сознания, а также нравственного уровня населения. У нас этого нет. 

До демократии нужно дозреть. Так же, как и до либерализма. Все это губительно для обитателей сумасшедшего дома или уголовной тюрьмы. Губительно оно и для детского сада. К сожалению, наше общество несет на себе печать и того, и другого и третьего. Поэтому при попытке механического наложения цивилизованных форм на нашу социальную реальность получилось то, что получилось. "Либеральные" модели в наших условиях не работают. 

Общественное развитие не случайно утвердило две дополнительные друг к другу формы регулирования отношений между людьми - мораль и право. Закон не может отрегулировать абсолютно все. Обязательно остается что-то (и это - не мелочь!), что регулируется неформально - нормами морали, уровнем моральности индивидов.

Законен вопрос: при любом ли уровне общественной морали возможно действие правовых регуляторов, или существует уровень столь низкий, ниже которого и самое-то идея права не реализуема? И не слишком ли мы высокого мнения о себе?  

Вряд ли сыщется много людей, светло и безоговорочно веривших в высокие идеалы, декларировавшиеся советским государством. Поэтому неудивительно, что "общие цели" по традиции воспринимаются нами как расплывчатые обманчивые химеры и никого не вдохновляют.  

Совершенно понятно, что никакой общий разговор ни о целях, ни о путях их достижения в таком обществе не получится. Но жизнь нельзя отложить до лучших времен. А если времена не становятся лучше, они становятся хуже. Что же остается? О чем "договариваться"? 

А остаются средства. Средства достижения целей. Нравственные и безнравственные, хорошие и плохие, добрые и злые - они одни и те же во все времена и у всех народов. И это – та вечная тема, которую нам давно пора открыть. Если разговор получится, он может привести нас к новому качеству, дать второе дыхание и заставить забыть об усталости. И разумную политику на этой основе тоже можно построить. Ибо цели не имеют решающего значения, если они достигаются нравственными средствами. Пусть они будут любыми. Можно быть банкиром, предпринимателем, торговцем, рабочим или фермером. Но нельзя быть подлым и лживым, нельзя воровать и брать взятки, лжесвидетельствовать и не платить долги.  

Еще древний грек Сократ учил учеников искать подлинную истину, потому что считал ее основанием для нравственного образа действий, а нравственный образ действий - высшей целью каждого человека.