Путин против «Жигулей»

На модерации Отложенный

«АвтоВАЗ» получил внушение от премьера – за то, что продает не те машины
 
Не прошло и года, как тема, над которой эксперты по автопрому ломают копья, наконец, взволновала и российского премьера: благодаря отечественной программе по утилизации восстала из пепла похороненная всеми «классика». Как и несколько лет назад, продажи ВАЗ 2105 и 2107 бьют рекорды. Это самые дешевые в линейке «АвтоВАЗа» машины, но вместе с тем – совсем бесперспективные и крайне небезопасные; но этот недостаток, как обычно, остается за скобками. Во вторник своим беспокойством по поводу возрождения «классики» Владимир Путин поделился с президентом «АвтоВАЗа» Игорем Комаровым. Премьер с некоторой горечью в голосе отметил, что утилизация-то работает хорошо, но машины по ней покупают не те. Мол, с такими кашу не сваришь, а из «АвтоВАЗа» современного предприятия не сделаешь. Действительно, все так.

Ведь выпускают заднеприводные «Жигули» на конвейере, который уже служит четвертый десяток лет, делать на нем современный автомобиль не позволяет его конструкция, производители-поставщики компонентов для выпуска более технологически совершенных машин тоже непригодны. То есть, главная загвоздка с «классикой» в том, что из нее полноценный по современным меркам автомобиль сделать нельзя. Собственно, это понимают все, включая самих вазовцев. Комаров уверяет, что еще в начале года хотел закрыть производство этих машин, но тогда как раз и вмешалась утилизация. То есть, скажем откровенно, убирать-то «классику» утилизация не мешала, но без нее доля ВАЗов в этой программе была бы ничтожной. И того роста продаж в целом, который показал ВАЗ начиная с апреля, тоже не было бы.

Окончательно похоронить «классику» хотят уже много лет, но все время что-то мешает. Почему этого не делали ни тогда, ни сейчас не делают? Ответ на поверхности: альтернативы ей нет, не создано заводом ничего другого. Ведь ВАЗ покупают в России не ради качества или дизайна. И в этом смысле ни Priora, ни Кalina ничего качественно не изменили. «Классику» покупают от безысходности. Кстати, по данным A.T. Kearney, ВАЗ 2105 – вообще один из пяти самых дешевых автомобилей в мире.

Причем бесполезно взывать к человеческим страхам и сознательности потребителей: низкие показатели надежности, безопасности, убогий внешний вид – все эти нюансы теряются в сравнении с ценой.

Именно поэтому «Иж» возобновляет в третьем квартале сборку ВАЗ 2104. Максимально надежный вариант для «рестарта».

На самом деле, удивительно в этой истории вот еще что. Наш премьер не производит впечатление наивного человека. Он понимает, что в ближайшей перспективе ничего не изменится. Ведь вывести «классику» из игры было достаточно просто – на этапе согласования с чиновниками из Минпромторга параметров программы по утилизации. Достаточно было ввести нижний ценовой порог для машин, которые можно купить по программе, или попросту не включать в «классику» в списки тех машин, которые вообще продаются с утилизационными скидками. Но нет, программа во второй своей части продолжается все в том же виде, что и раньше.

И, в итоге, ВАЗ получает 20 млрд руб. косвенной поддержки на продажу «классики», а затем вдогонку – внушение от премьера, что не те машины продает. Что резонно ответить? «Не ругайте пианиста – он играет, как умеет»? Впрочем, как выполнить поручение премьера, не меняя производственной линейки в корне, на заводе, похоже, уже придумали. Отвечая на вопросы журналистов о росте цен на продукцию ВАЗа, Комаров всегда подчеркивает, что удорожание не случится до осени, а после рост цен будет, и больнее всего он ударит именно по «классике». Так что в следующем году ее доля на рынке все-таки уменьшится, если новых экономических катаклизмов не будет. Кстати говоря, рестайлинговые Kalina, которые лягут в основу следующего поколения ВАЗовских лоукостеров, – слабая для нынешней «классики» альтернатива, да и расценивать ее как некий технологический прорыв даже в сравнении с заднеприводными «Жигулями» не приходится. А значит, возможно, пожелание Путина ориентироваться на технологически более продвинутые модели – это вообще о другом?

Например, своего рода напутствие накануне допэмиссии «АвтоВАЗа», по итогам которой изменится состав и доля акционеров. Ведь хорошие продажи, и даже выход к прибыли по итогам первого полугодия, – повод для уверенности в своих силах. А Путин таким образом спускает российских топ-менеджеров с небес на землю, недвусмысленно предостерегая их от гордых попыток демонстрировать самостоятельность и независимость от иностранных партнеров. Премьер напомнил Комарову, что поддержку правительства завод получил под иностранное партнерство, а не за красивые глаза.