Дети молдавских гастарбайтеров: Поколение потребителей, не способных к полноценному труду
Дети молдавских гастарбайтеров: Поколение потребителей, не способных к полноценному труду
В Молдове дети трудовых мигрантов привыкают жить на денежные переводы из-за границы.Фото: Евгения ГУСЕВА
Наши соотечественники, уехав за границу и поддерживая финансово свои семьи, сами того не подозревая, воспитали лентяев и бездельников
Я очень хорошо помню, как заработала и на что потратила свои первые серьезные (по моим тогдашним представлениям) деньги. Китайский плащик из кожзаменителя, купленный на рынке по цене что-то вроде 10 долларов, у меня до сих пор не поднимается рука выкинуть. Я помню, как он отвратительно вонял (по-другому не скажешь!) резиной. Я помню, как пришлось пару дней проветривать его на балконе, прежде чем «выгулять. Но я до сих пор ощущаю свою юношескую гордость за то, что я САМА заработала и купила на СВОИ деньги вещь, которая мне понравилась. Это давнишний вкус маленькой победы на «шмоточном фронте» не дает мне выкинуть откровенный ширпотреб на свалку.
Моих родителей всегда посещали мысли уехать за границу работать. Так, по их мнению, детям, то есть нам, жилось бы легче. И эта мысль ежегодно отправляет на заработки десятки тысяч наших граждан. В итоге уже около миллиона соотечественников трудятся за рубежом. Они отправляют деньги домой на одежду, канцтовары, компьютеры, оплату коммуналки и т. д. Но поддерживая финансово свои семьи, они сами того не подозревая, воспитывают лентяев и бездельников. Типичная картина: студент, живущий на съемной квартире, имеет гаджет последней модели, платит взятки в университете за учебу, раз 20 в месяц посещает ночные клубы. Родители у него — за границей. Это большая удача, если парень (или девушка) сознательные, понимают, что деньги папе с мамой достаются нелегко, поэтому он (или она) учится на десятки и за хорошую успеваемость студента переводят на бюджет. Но ведь это большая редкость!
Дети трудовых мигрантов привыкают жить на переводы из-за границы. Они уже не работают, чтобы купить свой первый навороченный телефон. Они не идут на подработки, чтобы отдохнуть на море. Они в основной массе превращаются в лентяев и бездельников, эдакую ни на что негодную «биомассу».
И «кормят» родителей сказками о том, что работу найти не получается, что каждый второй работодатель сатрап и псих, что будущего у страны нет никакого.
Они доучиваются в своих университетах и выходят на молдавский рынок труда. В итоге работодатели хватаются за головы: у молодых сотрудников амбиций — уйма, а квалификации и желания работать никакого. Они на лекциях все хватали по верхам, а на практике сдуваются. И это не рассуждения из серии «а раньше трава была зеленее, и цветы ярче цвели». Это то, с чем сталкиваются каждый день работодатели. В итоге среди молодых кадров неимоверно высокая текучка. Они долго на одном месте не задерживаются. Хотят все и сразу, а усилий прилагать — это не про них.
Почему я в самом начале рассказала о первых деньгах. Как ни странно, но психологи именно первый заработок и отношение к нему называют фундаментом взросления личности. Так уж сложилось, что отъезд молдавских граждан на заработки за границу стал массовым явлением для страны, и трудовая миграция уже на протяжении последних лет определяет ее развитие. Из денег трудовых мигрантов складывается ВВП. Парадокс молдавской экономики: мы больше тратим, чем зарабатываем — как раз этим и объясняется. Статистика считает заработанные в Молдове деньги, и не учитывает того, что внутри страны тратятся деньги, переведенные из-за рубежа.
Социальная сторона трудовой миграции - тысячи детей остаются на попечении бабушек, теть и дядь, на этой почве растет преступность со стороны взрослых в отношении детей. Но даже если семьи благополучные и никто никого не убил и не изнасиловал, то инфантилизм среди молодежи и молодых специалистов как раз и культивируется благодаря тому, что дети трудовых мигрантов пропустили вкус первой финансовой победы. И как ни прискорбно, но именно они страдают от этого больше всего: не просто не могут найти нормальную по их меркам работу, они не в состоянии определиться — чего им вообще по жизни надо. В итоге в разгар кризиса — кишиневские кафе просто забиты: молодежь, попивая дорогой кофе, рассуждает о своем месте в жизни. И приходит к выводу: Сваливать из Молдовы надо! Ловить здесь нечего!
А вы заметили, что уже сформировалось целое поколение, «живущее на чемоданах»? Как вы заработали свои первые деньги?
Комментарии
Далее всё начинается по новому кругу и с новыми действующими лицами.
А вообще бутылки собирали, нам не в падлу было.
Если говорить о работе с записью в трудовой книжке, то от первых заработанных денег (например за сбор ягод), разница примерно лет 12, уже после института официально работать начал.