Все эти конфликты, затяжные войны обычно вызываются двумя причинами: дележкой собственности той или иной командой или личными амбициями. В редких случаях — плохо отлаженным механизмом распределения полномочий между ветвями власти. Всё!
На данный момент ситуация в Севастополе зашла в тупик. «Никто не хотел уступать». Не мой вывод — конфликт обусловлен исключительно личностным противостоянием. Еще жестче и, кажется, совсем в точку: «Инфантилизм как новая форма патриотизма» (Вадим Колесниченко).
Как понимает читатель, автор сих строк не может быть на стороне ни Чалого, ни Меняйло — хотя бы в силу того, что не живет в городе-герое, не знакома лично с двумя этими руководителями и подробно не вникала в суть происходящего. Но! Есть несколько позиций, которые хорошо понимают жители не только остального Крыма, но и Москвы, Петропавловска-Камчатского и, скажем. Воркуты. Например, абсолютно ценность Крымской весны (в Севастополе ее принято называть Русской).
В эту аксиому некоторые севастопольцы стремятся вставить какие-то «палки» — то вдруг начинают громко «меряться», кто же начал эту самую Крымскую весну: мол, «мы 23-го митинг провели, а Крым потом подтянулся», хотя Крым уже 20-го, потеряв убитыми несколько человек под Корсунь-Шевченко, записывался в ополчение.
То вдруг один человек, ставший безусловным лидером на памятном митинге, вдруг решил, что город ему подарен в полную и безраздельную вотчину и без его согласия птица на фуражку памятника Нахимову не сядет. Под это выстраивается вертикаль — СМИ, чиновники, депутаты, бабушки, любящие ходить на уличные пикеты… На главного противника выливаются ушаты критики — когда необоснованной, а когда и правильной, но выглядит эта правильная критика неправильно, потому что появляется она с черными мыслями — чтобы укусить, уесть, а не исправить ситуацию.
Не остается в долгу и губернатор, совершая какие-то шаги, противоречащие здравому смыслу, явно полагаясь на неких советников, которые к нему прибились далеко не всегда с чистыми помыслами, а чаще, наоборот, имея черные мысли. В этом ряду — совершенно безумный фильм о севастопольской «Русской весне» с отсутствием в нем Чалого. Но страшнее всего — запущенная среди учителей анкета…
И, наконец, сегодняшнее заседание Законодательного собрания: вот представьте себе — сидит Чалый среди депутатов, журналистам рассказывает, что он в отпуске и поэтому совершенно не знает, почему вопрос о его отставке не внесен в повестку дня. А перед этим была долгая беседа в Администрации Президента, после которой он сделал заявление, что отзывает заявление. Теперь, оказывается, уходить не отказался.
Театр абсурда!
Скажите, на кого работает эта пара руководителей? На Россию? На Севастополь? Нет, нет и еще раз нет! Когда в Крыму мы с коллегами описывали очередную «войну домов», то хотя бы понимали, для чего заваривается очередная мутная водичка. Но ведь в России — неужели некоторым до сих пор непонятно — мутной водички, тем более в Севастополе, не будет?
Владимир Владимирович хорошо известен тем, что он до последнего ищет компромиссы. Некоторые принимают это за мягкотелость, продолжая безобразничать и делать вид, что все идет, как надо. Между тем для Севастополя прозвучал уже второй серьезный звонок: буквально накануне в крымском отделении МИА «Россия сегодня» (государственное, подчеркну, СМИ!) прошла знаковая пресс-конференция, точнее, видеомост, темой которого было двухлетие «Русской» (не Крымской — и уже только это название должно было насторожить кое-кого!) весны, но говорили в основном о Севастополе.
Главные тезисы. О выборности губернатора — ответ дан устами Игоря Коротченко, известного военного эксперта: «Это прерогатива президента». Точка. Вы говорите, что ваш город особенный? Да, он особенный — но если вы хотите иметь вместо военных причалов яхтенные марины, то ваш город особенным не будет. Яснее ясного. И никто не даст жителям Севастополя поменять статус города, основное предназначение которого — защита южных рубежей России.
«Если ты устраиваешь политические шоу, занимаешься черным пиаром, делаешь мини-майдан — пора заняться другим: бизнесом, найди другие сферы приложения своих сил», — это Коротченко, уж «не знаю», про кого это он…
Андрей Соболев, сенатор от Севастополя, ставит все точки над «i»: в городе все время звучит вопрос о том, кто же главный герой? Он, поэт, отвечает просто: народ ковал победу. Даже сложил такие строки: «Но я знаю, что главный в событиях этих жил в Москве и работал в Кремле». Вопрос закрыт. То было вчера — сегодня нужно решать не такие героические, но сегодняшние проблемы, без которых вчерашнее героическое прошлое может стать просто прошлым. Забытым прошлым.
И главный вопрос на сегодня — об интеграции двух субъектов федерации в правовое поле страны. Увы, как констатировали эксперты, настоящей интеграции не произошло, а переходный период был слишком поспешно объявлен завершившимся. Тот же Вадим Колесниченко, юрист по образованию, ссылаясь на личный опыт, говорит, что даже ему трудно принять сразу все условия жизни в России.
Политолог Олег Бондаренко соглашается: для нормальной интеграции и пяти, и десяти лет может быть мало. Тем более, что процесс этот идет не совсем так, как надо — тут и санкции, и блокады, и экономический кризис: все это висит гирями на ногах, оставляя слишком узкий коридор возможностей. Куда уж тут отвлекаться еще на «инфантилизм в политике, дилетантизм в управлении»!
Не хочу становиться в хор, воспевающий мудрость крымских руководителей — но против фактов не попрешь: сегодня же в Бахчисарае прошло выездное заседание Совмина Крыма. Сидят рядышком два наших руководителя, Константинов иногда-иногда что-то добавляет, причем все по делу. В разговор хозяйственников вклиниваются, точно так же вставая и докладывая (хотя не заседание это сессии!) о выполнении поручений депутаты… Работа идет. Бахчисарай, который прославился своими «головами», под видеокамеру пилившими бюджетные деньги, сегодня получил реальную встряску и реальную помощь.
Радует.
У нас много претензий к работе властей в Крыму, честно. Но на фоне Севастополя они, ей-Богу, выглядят ангелами, несущими нам свет и добро. Кроме шуток — ведь можно, оказывается, держать свои эмоции в узде! Условия одинаковые, механизмы управления тоже. Советчики в Москве те же. Только у крымских не зазвездило.
Пусть это и дальше так останется.
А городу-герою впору собирать народное вече и гнать всех — и героев и не-героев. Или заставить их работать на город. Иначе стыдно, ребята, за вас…
Комментарии