Таллин. Музей оккупации. Фото

На модерации Отложенный

К теме Таллина я обращался не раз, правда, рассказывал только про крайнюю поездку - июня 2009 г. Если помните, в этом журнале были местные трамвайчики, зиккурат у Залива, пассажирский порт, поход к Бронзовому Солдату, а также небольшая зарисовка с трамвайной остановки. Все посты можно посмотреть по соответствующему тэгу. Vana Tallinn я показывать не планировал и не буду - т.к. и без меня найдётся море желающих его показать. Подобные отчёты легко найти "в количестве", ведь его в основном и снимают, хотя это ничтожная часть города. Однако в моих закромах томятся ещё три таллинских темы, ждущие своего часа: новонебоскрёбный район, военно-мемориальный комплекс а-ля национал-стайл на Peterburi Tee и местный Музей Оккупации.

Вот о последнем давайте и поговорим. До него у меня руки (точней, ноги) дошли только в третий визит в Таллин; однако я нисколько не пожалел, что потратил на него пару часов. Дело в том, что он заметно отличается от своих собратьев в Вильнюсе и Риге. Литовский музей "геноцида" брутален и суров, с его черепами, встроенными в стеклянные ступеньки - создается впечатление, что ребята с хуторов проектировали экспозиции с глубочайшего похмела, жестоко мучаясь головой и запивая рассолом. Увы, я его вам ещё не показал. Латвийский чёрный кирпич на берегу Даугавы невыразимо скучен внутри и до тошноты назидателен - как будто рижские рафинированные ентелегенты перезубрили учебников и поэтому не смогли внести в свои экспозиции хотя бы искорку интереса. Зато эстонский музей создавался людьми креативными, отчасти с юморком, изрядно покурившими перед проектированием конопляную травку, и фактически на 50-60% представляет собой музей вещей советской эпохи (что очень интересно!), до чего не додумались их унылые коллеги из Риги и Вильнюса. Впрочем, эстонские креативщики не скрывают этого и сами, охарактеризовав свою жизнь расщеплённой и шизофренической (из поясняющих табличек музея; орфография оригинала):

Именно поэтому я расскажу об этом месте поподробнее, разделив повествование на три части - (1) обзор общего стиля музея, (2) отображение новейшей истории глазами местных "борцов с комунизьмом" и (3) коллекция вещей советской эпохи. Там мило, поверьте, и даже такое банальное место, как ватерклозет, представляет собою выдающуюся антисоветскую креативную инсталляцию (о чём я поведаю во второй части).

Центральная композиция внутри музея под условным названием Два Паровоза.



1. Под музей оккупации эстонцы не стали отдавать уже существующее здание, как латыши и литовцы, а построили новое, современное - с остеклением от пола до потолка. Находится музей на практически на границе Vana Tallinn и до него ходу минут семь пешком от собора Ал.Невского и Тоомпеа.


2. Внутри музея.


3. Композиция "Два Паровоза" занимает центральное место в экспозиции и служит доминантой, как бы призванной постоянно напоминать посетителю о советско-нацистском "тождестве". И, кстати, правильное название музея - Музей Оккупаций (не одной Оккупации). Хотя, на самом деле это лукавое враньё - так как примерно 97% экспозиции посвящено только советской эпохе.


4. Экспонаты времени нацистской оккупации (1941-44) штучны и найти их среди всего разнообразия непросто. Впрочем, к нацистскому эпизоду в истории Эстонии создатели экспозиции относятся вполне благодушно (их комментарии покажу во 2-й части), отмечая её мягкость и спокойность для страны, по сравнению с советскими оккупациями.


5. Перед Паровозами стоит вот такой милый железячный креатифф.


6. Давайте зайдём за "Два Паровоза" и заглянем в их котлы сзади.


7. В Паровозе-со-Звездой с тыла стоит дедушка Ленин (не Сталин, что интересно!), а в соседнем - фюрер Третьего Рейха.


8. За "Паровозами" находятся витрины с экспонатами, а также пространство для медитации. Можно сесть на стульчик и предаться долгому видео- и аудио- камланию на тему совейских оккупантов. В принципе, грамотное решение.


9. Приблизимся к медитативным витринам поближе.

На переднем плане - финн, немец и русский, все в форме той эпохи, с натянутыми на место лиц шерстяными колготами, отчего создаётся несколько ирреальное ощущение от просмотра.


10. Медитация тут очень актуальна, потому что прямо по соседству находится офис "Кайтселийт" (этакого эстонского ДОСААФа). На фото - упакованный по всем канонам парень из этого офиса.


11. Длинный ряд чемоданов у остекления, возможно, символизирующих Большую Прибалтийскую Ссылку.


12. Если смещаться от остекления ближе к торцевой стене, то мы видимо начало коллекции "советских" артефактов (зубное кресло, телефонная будка и т.п.); за ограждением, обрамлённым знамёнами - вход в Главный Прибалтийский Оккупационный Ватерклозет (будет показан во второй части).


13. Перед входом в Г.П.О.Ватерклозет - коллекция Советских Тюремных Дверей (представлены, конечно, реалистично замурзанные экземпляры). Чтоб внушали молодняку, в какое непростое время выросли бесстрашные "борцы с совком".


14. Вот одна из наиболее колоритных Дверей в этой коллекции.


15. В стеклянном аппендиксе дальнего угла - кинозал. Для коллективных камланий и медитаций.


16. Ещё вид, на кусок коллекции советских вещей.


17. Советская "инвалидка" поближе.


18. И конечно же, "Жигули"-классика. Тут стоит "трёшка", странно, что не "копейка".


19. Телефонная будка.


20. Телефон-автомат в ней. Интересно, что реновацией-восстановлением артефактов музейщики специально не заморачиваются, дабы у смотрящей на это молодёжи было сформировано правильное отношение к "совку". С другой стороны - хорошо, что это всё сохранено.


21. Телефон-автомат поближе.


22. Аппарат газводы. Увы, представлен только поздний экземпляр, начала 80-х. Жаль, потому что аппараты 60-х - 70-х были гораздо харизматичней по дизайну.


23. В полу, попираемые ногами посетителей, тоже имеются вмурования каких-то загадочных для меня аппаратов (связи?).


24. А вообще, если смотреть на экспозицию художественно-внимательно, на игру теней и отражений, то можно сделать целую колекцию фотоинсталляций. У меня было не так много времени там, но я оценил полезность сплошного остекления для подобных целей.


25. Ещё советские вещи. Старенький фен из парикмахерской и прочее.


26. Ну, и "комната следователя", конечно - без неё в правоверном прибалтийском музее никак нельзя.


27. Витрины: аппаратура КагэБэ, сибирские валенки, Первая Туалетная Бумага, прибор для закатки банок и прочие советские оккупационные артефакты.


28. Таблички с армейских интерьеров, оставленных бывшей Советской Армией при спешном и неупорядоченном уходе в 1992-1994 гг.