Саакашвили: поматросили и бросили
На модерации
Отложенный
Как вредим себе мы сами —
Враг вредить нам не решится!
Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре»
У президента Грузии скверная ситуация — зарубежные покровители сменили пластинку и теперь принуждают его к диалогу с Россией. За дипломатическими реверансами в адрес грузинской демократии и поддержкой ее территориальной целостности отчетливо проглядывается отказ Запада портить отношения с Москвой ради тбилисского режима.
Беспрестанные причитания Саакашвили о том, что во всех бедах Грузии виновата Россия, больше не встречают даже снисходительного сочувствия у международного сообщества. Официальный Тбилиси пытается всячески это скрыть и допускает уморительные ляпы и ошибки.
Отмотаем пленку назад. 8 июня Саакашвили неимоверными усилиями удалось прорвать международную изоляцию и встретиться в Париже с президентом Франции Николя Саркози. Местные СМИ перед визитом грузинского лидера подчеркнули, что этой встречи президент Грузии добивался более полугода. Напомним, что после грузинской агрессии против Южной Осетии Саакашвили не посещал с официальными визитами ни одну из крупных западных столиц и почти не встречался с серьезными европейскими и американскими лидерами для обстоятельных разговоров.
Тбилиси бил в тамтамы и подпрыгивал от радости еще до завершения вояжа и результатов переговоров. По их окончании Саакашвили восторгался: «Это была фантастическая встреча, ее результаты превзошли мои самые оптимистические ожидания». Затем по грузинскому обычаю польстил французскому коллеге, назвав его «очень сильным политиком», который «демонстрирует настолько реалистичное видение и четко сформулированную позицию в отношении Грузии, какого до сегодняшнего дня не было ни у одного из лидеров Европы». И похвастался: «В лице Франции у Грузии в Европе появился очень серьезный и сильный союзник».
Но тут же стушевался в описании содержательной части переговоров и скороговоркой обронил, что это, мол, была «очень интересная и полезная» встреча, на которой были обсуждены вопросы двустороннего сотрудничества, а также отношений между Тбилиси и Парижем в рамках Евросоюза и НАТО.
Однако тбилисские журналисты расстарались, добыли стенограмму этих переговоров и опубликовали выдержки из нее. Николя Саркози, чтобы задать тон беседе, сходу взял быка за рога и обратился к тбилисскому визитеру с невероятными для дипломатической риторики словами: «Приветствую тебя, господин президент и дорогой друг, рад нашей очередной встрече. Как видишь, участие Карлы (Карла Бруни — супруга президента Франции — «Росбалт») в нашей встрече уже указывает на то значение, которое мы придаем твоему визиту. Пока наши супруги (в Париж Саакашвили прибыл со своим «самоваром» — женой Сандрой Рулоффс) побеседуют между собой, я внимательно тебя выслушаю. Предлагаю, прежде чем я скажу тебе то, что собираюсь, выскажись ты. Мы — друзья, и нам нечего скрывать друг от друга».
Мда... No comment, как говорится.
В ответ Саакашвили «пропел» старые песни о главном: «И на сей раз я хочу подтвердить, что наша цель — достижение и укрепление стабильности в регионе; поэтапное продвижение страны по пути интеграции в НАТО и Евросоюз; продолжение в стране той позитивной динамики, которая существует ныне... Грузия должна выполнить ту значительную геостратегическую роль, которая возложена на нее, исходя из ее расположения... При условии поддержки со стороны Франции Грузия может превратиться в образцовую демократическую лабораторию в постсоветском пространстве».
«Ты — мой друг и знаешь, что я тебя не обману», — эта фраза Саркози красной линией сквозила в наставлениях «сильного политика» непутевому «ученику».
Покуда первые леди Франции и Грузии говорили о своем, о девичьем, хозяин Елисейского дворца учил гостя уму-разуму, прежде всего тому, как надобно ему строить отношения с Россией: «По поводу России в Европе состоялись проблематичные дебаты. Незачем скрывать, что Европа разделилась на два лагеря: один — агрессивно настроенная часть: Польша, Украина, Литва; второй — сторонники открытой политики».
«Мы, как вы понимаете, представляем второй лагерь, — отметил Саркози. — Вот видите, в каком положении оказались представители первого лагеря. Президент Польши, упокой, Господи, его душу, погиб, но его рейтинг в стране не превышал 15%. С какими постыдными результатами ушел из политики президент Украины, вам тоже хорошо известно. Посмотрите также, что происходит в Литве» (странно, что Саркози обошел молчанием события в Киргизии).
«В подобном политическом контексте, как же мы можем иметь иную политическую стратегию в отношении России?
Возможно, мы и ошибаемся, но наша позиция — окончательно завершить период холодной войны... Меня можно обвинить в чем угодно, но быть трусом и прятаться от страха — отнюдь не мой стиль, — заявил французский президент. — Наше отношение к России никоим образом не продиктовано страхом... Это огромная страна с огромным потенциалом и ресурсами, а также с огромными амбициями... В России крутятся большие деньги, и они жаждут закрепиться на европейском рынке. Мы хотим способствовать тому, чтобы они потратили свои деньги у нас, почему бы нет! Хотим объединить наш континент в единое безопасное пространство».
«Мы можем говорить с Россией. Вы ведь хорошо помните, что во время августовских событий не корабли, посланные Бушем (Буша я очень люблю, он хороший, веселый человек), а мы остановили русских...» — добавил Саркози.
Французский лидер жестко и бескомпромиссно изложил позицию своей страны, да, наверное, и «второго лагеря» Европы: «Женевский процесс, который является частью того нашего соглашения, должен быть продолжен, а абхазы и осетины должны убедиться, что Грузия для них — более привлекательная страна, чем Россия».
И огорошил Саакашвили, мечтающего о вступлении Грузии в НАТО, убийственным пассажем: «Что касается вашей интеграции в НАТО, мы вас поддерживаем. Вы хорошо понимаете, что между странами-участницами пока нет консенсуса и до интеграции надо пройти еще несколько этапов. Между прочим, скажу откровенно: я спросил у тех ваших американских советчиков, которые расточали вам праздные и нереальные обещания, каков был процент для Грузии и Украины на членство в альянсе, и они ответили мне, что шанс был нулевым. Вот это я хочу, чтоб вы знали».
Но Саакашвили, донельзя расстроенный и ошарашенный правдой-маткой французского президента, в набившем оскомину европейцам мотиве сказал: «Если Грузия падет, Европа потеряет не только энергетический коридор, но окажется еще более ослабленной перед усилившейся Россией... Столь же важно поэтапное сближение с НАТО, упрощение визового режима, большее сотрудничество с Евросоюзом. В противном случае мы окажемся в неравном положении. Многое зависит от лиссабонского саммита. Мы ожидаем, что в отношении Грузии сохранится позитивный настрой».
Саркози не стал добивать Саакашвили и смилостивился: " Обещаю, мы поддержим вас. И ваши сообщения, которые я внимательно выслушал и сделал заметки, я передам и Путину, и Медведеву... Нет, не нужно антирусской риторики. Это подтолкнет к замкнутости...»
Президент Грузии после «урока французского» три недели приходил в себя и 29 июня подавленно, но выдавил из себя на весь свет: «Подтверждаю нашу готовность, без всяких предварительных условий, проводить с Россией широкомасштабные переговоры о нормализации... Мы хотим провести с ними всяческие переговоры, с учетом того, что Грузия будет признана суверенной независимой страной, которая желает быть партнером России».
Еще больше соли подсыпала на раны грузинского президента госсекретарь США Хиллари Клинтон во время блиц-визита в Тбилиси. Она внятно дала понять, что лимит карточки для «халявной» заправки Грузии на американской бензоколонке исчерпан. Короче, барахтайтесь сами. Саакашвили приперт к стене. «Мы очень четко заявляем в течение последних 18 месяцев, что стремимся улучшить наши отношения с Россией, — напомнила Клинтон. — Есть тому свидетельства, например, новые санкции в отношении Ирана, постепенно активизируется сотрудничество в рамках Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху, в Афганистане». «Имеется много свидетельств того, что США и Россия продолжают поиск путей к общему знаменателю», — подчеркнула она. И Грузии нечего путаться под ногами у серьезных дядей.
Хиллари Клинтон считает, что Грузия может найти точки соприкосновения с Россией и в то же время построить демократию. «Мы убеждены, что можно осуществлять всеобъемлющие программы, в том числе и с Россией, не замораживая отношений из-за разногласий по определенным отдельным вопросам», — подчеркнула госсекретарь. «Это вытекает не только из интересов России, не только из интересов США, но и из интересов всего мира. Это нужно и всему миру, чтобы РФ и США продолжали работать вместе и доверяли друг другу», — считает она.
Разногласия по статусу Южной Осетии и Абхазии сохраняются. Одни считают их оккупированными, другие называют освобожденными. Но они не служат помехой мейнстриму всеобщей разрядки и стабильности в мире. Это как на вкус и цвет товарищей нет. Не более того.
Комментарии