Культ? Личность.

На модерации Отложенный

Детали и, казалось бы, малозначительные эпизоды порой характеризуют человека лучше, чем основные вехи его биографии. Они помогают понять в политическом деятеле и вожде действительно человеческую основу - ту ее часть, которая остается без изменений, независимо от перемещения человека по служебной лестнице. На одном из совещаний у Сталина в январе 1940 г. маршал Г. Кулик докладывал о тяжелой ситуации, сложившейся на советско-финском фронте. Реакция вождя оказалась абсолютно неожиданной: "Вы впадаете в панику, - спокойно сказал он Кулику. - Я вам пошлю книгу Челпанова об основах психологии. Греческие жрецы были умными людьми. Получив тревожную информацию, они шли принять ванну, а искупавшись, оценивали событие и тогда уже принимали решения..."

В 1945 г., после Победы, многие генералы не удерживались от того, чтобы не отправить домой побольше трофейного имущества. Однако часть этих грузов задерживалась пограничниками, обязанными пресекать мародерство, на КПП. И вот на докладе в Кремле один из таких "пострадавших" - генерал-полковник Н., увидев, что Сталину понравился его доклад, пожаловался, что у него отобрали "трофейные" вещи, и попросил дать указание их вернуть. "Это можно! - сказал Сталин. - Только напишите рапорт!" Генерал-полковник вынул из кармана заранее подготовленный рапорт и протянул Сталину. Тот написал сверху: "Вернуть полковнику Н. его барахло". Радостный генерал прочел и сказал: "Тут описка, товарищ Сталин. Я же генерал-полковник!" - "Нет, - ответил Сталин, - тут все правильно, товарищ полковник!"

После войны Сталин узнал, что профессор К. отгрохал под Москвой дорогую дачу. Он вызвал его к себе и спросил: "Это правда, что вы построили себе дачу за столько-то тысяч?!" - "Правда, товарищ Сталин", - ответствовал профессор. "Большое вам спасибо от детского дома, которому вы подарили эту дачу", - сказал Сталин и отправил его преподавать в Новосибирск.

Сталин однажды сделал внушение А. Василевскому, что тот забыл своего отца - священника и во время войны не помогает ему. Василевский дал слово исправиться. После чего Сталин подошел к сейфу, достал пачку почтовых переводов и показал маршалу: "Теперь вы долго со мной не расплатитесь!" Оказывается, Сталин каждый месяц анонимно посылал деньги отцу Василевского, а тот думал, что это от сына.

Во время войны маршал А. Голованов работал почти круглосуточно, спал не более двух часов. В результате серьезно пошатнулось здоровье, разрушилась нервная система. От спазм в организме случались приступы, и летчик падал. Однажды такое случилось прямо в кабинете Сталина. Верховный моментально влил ему в рот из стакана водки. А когда Голованов пришел в себя, Сталин посоветовал: "Я знаю, вы человек непьющий. Но заведите у себя на работе и дома водки. Когда почувствуете себя плохо, налейте и выпейте. Я думаю, что это должно вам помочь. О результатах доложите". Через две недели Верховный позвонил сам и поинтересовался здоровьем. "Товарищ Сталин, приступы перестали быть ежедневными, дышать становится легче. Врачи не смогли ничего сделать, а вот простая водка справилась". Через год маршал Голованов навсегда избавился от приступов.

Однажды во время войны летчик-истребитель С. после награждения в Кремле Звездой Героя Советского Союза в приподнятом настроении шел по ночной Москве. Вдруг раздался женский крик. Поспешив на помощь, летчик увидел заливавшуюся слезами девушку и пристающего к ней неизвестного мужчину. Завязалась потасовка, закончившаяся трагически: летчик пристрелил хулигана. Появившийся военный патруль задержал С. и доставил в комендатуру. Дело было доложено Сталину. Разобравшись во всех деталях, Верховный спросил, что по советским законам можно сделать для летчика. Ему сказали: можно только взять на поруки до суда. Сталин написал заявление в Президиум Верховного Совета с просьбой отдать ему летчика на поруки до суда. Просьбу удовлетворили, летчика освободили. Вернувшись в часть, взятый на поруки лично Сталиным, он самоотверженно сражался и вскоре геройски погиб в воздушном бою.

Василий Сталин написал с фронта письмо отцу и попросил денег на буфет и на пошив новой офицерской формы. Ответ отца был в виде резолюции на том же письме:

1. Насколько мне известно, строевой паек в частях ВВС КА вполне достаточен.

2. Особая форма для сына тов. Сталина в Красной Армии не предусмотрена.

За время войны Василия Сталина 12 раз представляли к званию генерала, но Сталин каждый раз вычеркивал. Наконец, уже после войны, пришел указ, и в 4 часа утра в часть позвонил Молотов, сказал, чтобы Василия разбудили и сообщили.

Тот, услышав новость, положил трубку, а потом произнес: "Раз отец дал - значит, достоин".

Как-то Сталин не мог связаться с Фадеевым - генсеком Союза писателей СССР: тот отсутствовал на работе. Когда автор "Молодой гвардии" наконец обнаружился, Сталин спросил: "Где вы пропадали, товарищ Фадеев?" - "Был в запое", - с большевистской прямотой ответил тот. "А сколько дней он у вас обычно длится?" - "Дней 10-12, товарищ Сталин". - "А не можете ли вы, как коммунист, проводить это мероприятие дня в три-четыре?.."

В августе 1942 г. в четырех номерах газеты "Правда" была опубликована пьеса А. Корнейчука "Фронт", вызвавшая различные отзывы, среди которых были и резко отрицательные. По этому поводу командующий Северо-Западным фронтом маршал С. Тимошенко прислал Сталину грозную телеграмму, оценив пьесу как вредную, которую "нужно изъять, а автора привлечь к ответственности". В тот же день, 28 августа, Сталин ответил следующей телеграммой: "В оценке пьесы Вы не правы. Пьеса правильно отмечает недостатки Красной Армии, и было бы неправильно закрывать глаза на них. Нужно иметь мужество признать недостатки и принять меры к их ликвидации. Это единственный путь улучшения и усовершенствования Красной Армии".

В 1949 году группу артистов Театра им. Станиславского за спектакль о Сталине "Юность вождя" предполагалось премировать Сталинской премией. Наконец однажды за кулисы пришел постановщик спектакля Михаил Яншин и сообщил: "Товарищи! Поздравляю вас. Мне сейчас позвонили и сообщили, что мы - лауреаты! Завтра в газете будут опубликованы наши имена!" Будущие лауреаты одолжили у Яншина под премию денег и шумным застольем отметили грядущее награждение, прокололи даже дырки на пиджаках под будущие медали. Встали рано. Купили газету. Список лауреатов есть, а их нет. Оказалось, что накануне Сталин прочел пьесу и сказал: "В шестнадцать лет я никакой революцией не руководил. Я был шалопаем, неважно учился. Не нужно давать премию фальшивой пьесе". Долго потом артисты отдавали Яншину долги...

Когда посол США А. Гарриман вылетал из Москвы, ему на аэродром привезли в подарок от Сталина коробки с пленкой - фильм "Волга- Волга". Вернувшись в США, посол и другие высшие правительственные деятели несколько раз просмотрели фильм, пытаясь разгадать смысл странного подарка. Никто ничего не понимал. Наконец решили, что все дело в песенке :"Америка России подарила пароход. Огромные колеса, ужасно тихий ход". Решили, что это намек на недоброкачественность лендлизовских "подарков". На самом деле Сталин очень любил этот фильм и хотел доставить удовольствие высокому гостю.

В августе 1942 г. в Москву прибыл Черчилль. На вечернем приеме в Кремле присутствовали чуть более 10 человек. Последовали тосты, и между Черчиллем и Сталиным возникло как бы негласное соревнование, кто больше выпьет. Оба подливали друг другу в рюмки то коньяк, то вино. Присутствовавший маршал А. Голованов стал при этом часто и с опаской посматривать на Сталина. Потом, когда Черчилля под руки вынесли с банкета, тот подошел к маршалу: "Ты что на меня так смотрел? Когда решаются государственные вопросы, голова не пьянеет. Не бойся, Россию я не пропью, а он у меня завтра, как карась на сковородке, трепыхаться будет!"

Черчилль рассказывал, что Сталин постоянно чуть-чуть опаздывал на заседания "большой тройки", и ему и Рузвельту приходилось вставать, приветствуя его. Тогда, сговорившись, они сами прибыли с опозданием на 15 минут. Но и в этот раз Сталин появился позже их. Тогда союзники решили проучить Сталина и не вставать при его появлении. Однако, когда он вошел и посмотрел долгим и грозным взглядом, Черчилль не выдержал и встал, как школьник.

Черчилль предложил после войны потопить весь немецкий флот. Сталин поднял палец и сказал: "Предлагаю поделить флот между союзниками, а свою часть Британия может потопить".

Во время Ялтинской встречи Черчиллю очень понравился красивый старинный дворец, в котором он жил. По этому поводу он обратился к Сталину: "Нельзя ли купить дворец?" Сталин долго молчал, курил. Потом спросил: "Какой палец у вас в Англии считается средним?" Черчилль показал - этот. "А у нас этот", - сказал Сталин и показал известную фигуру из трех пальцев.

"-Был ли культ личности?", - в 80е годы спросили Вячеслава Михайловича Молотова.

Тот ответил: "Был. Но и личность была.".