Судьба Сколкова предрешена
Пока аналитики спорят, чем закончится создание иннограда, приводя аргументы за и против, мы нашли практически идеальный метод предсказания судьбы Сколково. Давайте посмотрим на ключевые особенности иннограда.
Во-первых, это налоги. 2 июля Дума в первом чтении одобрила «сколковский» законопроект, основные положения которого президент озвучил тремя днями раньше. Компаниям предоставят следующие льготы: обязательные страховые взносы по ставке 14%, а налог на прибыль, на имущество организаций и земельный налог – по ставке 0%. Срок действия льгот – 10 лет.
Ничего не напоминает? Особые экономические зоны (ОЭЗ), федеральный закон о которых был принят 5 лет назад, предлагали своим резидентам нулевые налоги на имущество, землю, транспорт и снижение ставки налога на прибыль до 20%. Для самой хайтековской разновидности ОЭЗ – технико-внедренческой – было предусмотрено снижение ставки ЕСН до тех же 14 %. Кроме того, участникам ОЭЗ отменили 30-процентное ограничение по переносу убытков текущего налогового периода на будущие и разрешили ускоренную амортизацию. Учитывая, что стартапы на первых этапах жизни прибыли не генерируют, а потом либо умирают, либо переходят в совершенно другую категорию по налогообложению, то можно сказать, что налоговые льготы в Сколково и ОЭЗ практически одинаковы.
Во-вторых, наш аналог Кремниевой долины неспроста называют не Сколковской долиной, а инноградом. Город, в отличие от долины, – это маленькая территория. Сейчас под инноград выделено около 4 кв. км. Примечательно, что площадь технико-внедренческих ОЭЗ была ограничена столь же малой величиной – 3 кв. км. Напомним, что американская Кремниевая долина занимает около 700 кв. км, ее китайский аналог Шеньженьский технопарк – более 300 кв. км, а индийская зона в Бангалоре – почти 500 кв. км. Большая площадь дает возможность быстро
развивающейся компании строить дополнительные фабрики, не открывая филиалов и не переезжая в другое место. Конечно, тут можно возразить, что весь московский регион с его финансовыми ресурсами и вузами является аналогом Кремниевой долины, но в таком случае становится непонятно, зачем внутри этой долины делать еще одну.
В-третьих, посмотрим на то, как на практике отбираются компании в Сколкове.
Это спин-оффы существующих несколько лет программистских контор или центры разработки крупных компаний Nokia, Cisco и Boeing, и еще не факт, что сколковским сотрудникам всемирно известных фирм поручат заниматься инновациями, а не сделают «инженеграми» – разработчиками рутинных прикладных задач. Речи о молодых, только что родившихся стартапах, которым нужна помощь, пока не идет. ОЭЗ страдали тем же пороком. Их промышленно-производственная разновидность по закону брала всех, кто согласился вложить 10 млн евро за 20 лет, в результате чего в зоны попали совершенно неинновационные компании вроде производителей авто, холодильников и пивных бутылок. С технико-внедренческими зонами поступили еще проще: в резиденты записали уже существующие компании, то есть провели границу зоны там, где было удобнее. Во всех перечисленных случаях новые бизнесы не создавались.
В-четвертых, идеологи иннограда и особых зон мечтают об особом административном режиме на огороженных территориях. В Сколкове должен быть фонд вместо мэрии, а также особые, не подчиняющиеся напрямую головной структуре специальные подразделения МВД, ФМС, ФНС, МЧС, Роспотребнадзора. Во что выльется эта идея, пока неясно, зато у нас перед глазами пример ОЭЗ, где решалась более простая административная задача – свести регистрацию компании в зоне к заполнению минимального количества документов «в одном окне». В результате, количество «окон» удалось уменьшить до 17, правда, разместили их в одном помещении.
Судьба ОЭЗ известна. После почти десятка лет усилий и смены нескольких руководителей Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами было ликвидировано, и его полномочия переданы в Министерство экономического развития. В отношении технико-внедренческих зон было констатировано, что общеэкономический климат настолько неблагоприятен для инноваций, что создание закрытых территорий не может улучшить условия для инновационной деятельности. Кроме того, у резидентов ОЭЗ нет стимулов заниматься технологическими инновациями.
Не надо быть пророком, чтобы понимать: инноград, создаваемый в той же самой стране, в то же самое время, по той же самой схеме, что и особые зоны, повторит их судьбу.
Оказывается, что в отдельно взятой зоне нельзя построить не только социализм, но и постиндустриализм.
Комментарии
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Теперь про "принципы" построения всяких-там "долин" в следующем посте.
Комментарий удален модератором
Шохин от лица крупного русского капитала в Коммерсанте прошёлся по инновационной инициативе (sic!) Президента- мол, общество должно оплатить нашим ФПГ инновационные проекты. Вот оно как! Нет денег на инновационный спрос у олигархата! На Челси есть, на домик Дональда Трампа есть, а на развитие технологий нет! Нет спроса, значит создатели "предложения" идут торговать колготками на рынке! Эффективный переток труда, мать его!
Справка из Вики: " Силиконовая долина-регион в штате Калифорния (США), отличающийся большой плотностью высокотехнологичных компаний,....развитие этого технологического центра связано с сосредоточением ведущих университетов, крупных городов на расстоянии менее часа езды, источников финансирования новых компаний, а также климатом средиземноморского типа."
Вот она музыка- "....источников финансирования..."!
Продолжение следует.
Комментарий удален модератором
У меня ответ один- длинные деньги. Там они есть, а тут их нет. Наука всегда дорога, инвестиции в науку всегда рискованны. А Ваша, уважаемый, Юго-Восточная Азия не создаёт новизну, а делает реплики. Новизну делают в Японии по другим ценам. Русский капитал пока строится на коротких деньгах с высокой прибылью. Это обеспечивается высокой степенью монополизации и "административным ресурсом", аффилированностью региональных властей. "Зачем мне 1000% через 10 лет, если я могу получить 100% через год?" Потому, что капиталу н..ть на Страну, он там и делает то, что приносит прибыль "здесь и сейчас". Вот так-то!
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
В России, ИМХО, идёт разложение крестьянской патриархальной культуры, ускоренное Революцией и последующей индустриализацией. То что мы по большинству сейчас сбились в города, ещё не отменило патриархального уклада. Поэтому общество экономически и политически пассивно. Это не хорошо и не плохо, это есть наша идентичность. Даже либеральная критика обвиняет Центр в грехах, находящихся в юрисдикции регионов. Русский либерал подсознательный этатист. Остаётся ждать. Долго. Я тут на другой ветке вспоминал Докучаева-по его словам, изменения нравов идут со скоростью геологических процессов. Или я это ему приписал?
Комментарий удален модератором
Пришла мысль- благотворная наша патриархальность спасла Россию от полного распада. А ведь были близки...
Комментарий удален модератором
1.Во-первых, налоги. То, что законодатели пришли к необходимости льгот, говорит о том, что они понимают удушающий характер существующей налоговой системы. Но опять совершают ошибку: бизнес удушают не налоги на прибыль, а НАЛОГИ ДО ПРИБЫЛИ. Вот такие и нужно бы ВСЕ отменить. А уж если будут созданы условия, что "попрет" прибыль, то каждый здравомыслящий гражданин будет согласен отчислять ЕЕ ЧАСТЬ, чтобы ПОДДЕРЖИВАТЬ ВЫГОДНУЮ ДЛЯ НЕГО ГОС. СИСТЕМУ! Их же льгота по налогам – наоборот!
2.Во-вторых,… Идея Инограда – "дурь несусветная": лучшие национальные идеи раздать иностранцам!
3.В-третьих, как на практике отбираются компании... Вы правы. Нужен рыночный конкурс.
4.В-четвертых, идеологи иннограда мечтают об особом режиме на огороженных территориях... Вы правы.
5."Не надо быть пророком..." Не может быть пророка в Отечестве, но скажу: идея хорошая, МОЖЕТ И ДОЛЖНА быть распространена на всю страну, но так, как это сделала в 50-х и делает сейчас Япония.
Россияне, прочитайте же на русском языке: http://dovgel.com/prichina.htm , "ЭКОНОМИКА, ВЫХОД ИЗ КРИЗИСА"!