Россия должна быть нравственной

На модерации Отложенный

 Надо откровенно признать, что миром движут две мощные силы. Это деньги и  нравственный закон внутри нас. Но если идея денег главенствует в умах людей чрезмерно и подавляющее время жизни посвящено деньгам, то о нравственности никто особенно не думает, да и не хочет заморачиваться по этому поводу.

 Почему так получается, что Россию в политическом пространстве не могут понять? В основе российского общественного сознания, в его исторических глубинах лежит нравственная идея. В ценностной основе европейского сознания – это идея денег и материального благосостояния, а отсюда появление монетарного сознания как своеобразной «европейской ценности». Европа исторически не способна в свои жизненноважные ценностные основы включить идею нравственности, она попросту подменяется правовыми нормами. Это более примитивная форма, потому что есть существенное различие между правовым и нравственным самосознанием. И это различие в ценностных основах является краеугольной причиной взаимного непонимания.

 Европа, лишенная нравственных основ, попросту бессовестна. Действительно, наглую ложь, подтасовку фактов, откровенные бессовестные вбросы (типа бомбежек госпиталей в Сирии) она называет информационной войной. И для них вранье – это норма, ничего в этом такого, якобы, нет. Россия не может выиграть в информационной войне, потому что, по большому счету, в ее общественном сознании обман – это неприемлемая, унижающая достоинство форма отношений. Европа в этой наглости преуспела, указывай на это, не указывай, все бесполезно, ей плюй в глаза – все божья роса. Ей неведомо понятие достоинства и чести.

  

  Однако, мы пытаемся следовать путем Европы. Если Европейская практика последовательно реализует свои ценностные установки – минимум нравственности, максимум наживы, то Россия далека от последовательности в реализации своих социально-исторических установок – нравственных ценностей через поступки и решения. Взять, хотя бы, к примеру, лживую рекламу, заполонившую настолько, что из-за нее даже телевизор смотреть невозможно, не говоря уже о таких явлениях, как коррупция, банковские махинации, и таких примеров множество.  Низкий нравственный потенциал общества создает большие проблемы, хаос и неразбериху в правовом поле, чудовищные ситуации в уголовном праве, когда возникают острые противопоставления голоса совести и юридических норм.

 Со времен Советского Союза ушли в прошлое такие понятия как «нравственная сила», «нравственное самосознание», «совесть», «честь». И один из способов их возрождения – это четкое и глубокое концептуальное описание, что такое нравственность, нравственный потенциал, которое, возможно, войдет как идеологическая составляющая. Конечно, он должен тесно взаимодействовать с правовыми нормами. Право должно быть основано на нравственности.

 Здравый смысл и объективное видение мира рождается из честности.

Нечестный человек не может видеть объективную реальность во всей полноте.

 В этом отношении, вкратце следует отметить, что существует особое качество –  нравственная сила. Это духовная энергия, которая придает особый смысл поступкам, да и всей жизни человека как личности, дает понимание того, что достойно, что не достойно. Человек с высоким нравственным статусом более здоров и удачлив. Без этой энергии взаимоотношения выхолощены, особенно взаимоотношения между мужчиной и женщиной.

 

 За что мы любим детей? За то, что они наивны и чисты, за то, что они этичны. Как бы то ни было, но честным жить проще и приятней, другое дело, что стать таким очень тяжело, найти и войти в отношения простые и чистые очень даже не просто. Но, тем не менее, должна появиться новая порода людей – «Человек Нравственный». Россия способна породить этот тип людей. Ему противопоставлен западный прототип –  «Эмоциональный андроид», так распространенный в наше время, но его будущее печально.

 Конечно, современное общество не мыслимо без правовой системы, но она вторична после нравственной структуры. Нравственная система имплицитна, более внутренняя. Здесь уместно такое сравнение: если нравственно-духовое –  это тело, то право и мораль – это одежда. Разумеется, тело как  физиологический организм гораздо более сложно организованно, чем одежда. Телесность должна быть чистой и здоровой, одежда также должна соответствовать достоинству ее носителя. Если нравственные установки в обществе имеют низкий нравственный статус, то и правовая система будет соответствующая.

 В этом плане  надежды на религию в воспитании нравственного сознания мало, ибо оно очень слабо зависит от религии.  Большее значение на его развитие оказывает общее состояние, нравственная чистота всего общества. Если оно высокое, то и процесс нравственного преобразования будет интенсивным, а религия в этом случае имеет малое значение. Взять, хотя бы времена Советского Союза, когда все повально были атеистами, но честность, порядочность,  бескорыстность, сострадание  все-таки были на высоком уровне.

 В нравственно грязном обществе религии социально более значимы, но их роль в нравственном преобразовании минимальна, хотя что-то в этом процессе они производят. Можно сказать, что религии существуют не для того, чтобы создать рай на земле, а для того, чтобы не было ада.

 Общество, в котором преобладает абсолютизм права в ущерб нравственности, обречено на вымирание. Это было с Римским государством, погибшим от нравственного разложения, ущербность которого компенсировалось чрезвычайно изощренным нагромождением правовых норм, это было с  Византийским государством, это было с предреволюционной Россией.