Запрещенный Ельциным ученый

Запрещенный Ельциным ученый
Фото: artichtick.com

Фото: artichtick.com

Дмитрий Иванович Менделеев считал главным своим научным достижением работы по экономике

8 февраля 1834 года в семье директора Тобольской гимназии родился великий русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев. Широта его научных интересов поражает, а количество изобретений просто ошеломляет. Химик, физико-химик, физик, метролог, экономист, технолог, геолог, метеоролог, нефтяник, педагог, воздухоплаватель, приборостроитель, географ, путешественник, агроном. Профессор Санкт-Петербургского университета; профессор Санкт-Петербургского технологического института; член-корреспондент по разряду «физический» Императорской Санкт-Петербургской Академии наук. Одновременно также преподавал в Николаевских инженерных академии и училище и в Институте Корпуса инженеров путей сообщения.

Конечно, прежде всего Менделеев известен открытием периодического закона химических элементов. Это один из фундаментальных законов мироздания и неотъемлемый для всего естествознания. Классический труд Д.И. Менделеева «Основы химии» актуален до сих пор. Но Дмитрий Иванович не открытия в химии ставил себе в заслугу. Так, в письме нашему известному премьер-министру Сергею Юльевичу Витте, своему другу, Менделеев, оценивая свою долголетнюю и многогранную деятельность, называет три службы Родине, которые он исполнил: «Третья служба моя Родине наименее видна, хотя заботила меня с юных лет по сих пор. Это служба по мере сил и возможности на пользу роста русской промышленности».

<ins></ins>

Тут следует особо подчеркнуть, что, как ученый, Дмитрий Иванович считал за обязательное условие своей научной работы такой ее итог, чтобы результат открытия был непременно каким-либо образом внедрен в производство и послужил развитию российской промышленности — качество, нашим креаклам из всякого рода инновационных и интеллектуальных центров абсолютно неведомое.

 

Результат экономической деятельности ученого был парадоксален и отмечен двумя весьма интересными последствиями. Первым итогом стала переписка Дмитрия Менделеева с императором Александром III, в которой ученый особо продвигал идею строительства заводов в России. Вторым стал запрет на переиздание экономических трудов Менделеева и выемка их из библиотек. И произошло это не в царские времена, не в 30-е годы прошлого века, как можно было бы предположить, а вначале 90-х! В стране идет небывалый подъем демократии, журналы каждый месяц выходят миллионными тиражами, публикуя запрещенную большевиками литературу, с полок снимают заброшенные туда цензурой фильмы. А работы Менделеева по экономике, разрешенные в СССР, наоборот, запрещают. Парадокс? Нет!

Именно экономическая доктрина Дмитрия Менделеева являлась яркой системной научно обоснованной доказательной новаторской и самое главное — отчаянно актуальной и детально разработанной программой народно-хозяйственного развития России в условиях частного капитала. Именно взгляды Дмитрия Менделеева, как никого другого ученого, обнаруживали ложность постулатов шайки младореформаторов, гайдаровцев и чубайсовцев, начавших в эти годы колонизацию нашей страны и взявших курс на разгром отечественной индустрии. Основная направленность работ Менделеева — инициировать промышленное развитие России, возбудить интерес общественности к промышленному предпринимательству. 

Дмитрий Менделеев. Фото: cnx.org

<pre>Дмитрий Менделеев. Фото: cnx.org </pre>

Менделеев активно выступал за однозначно промышленный путь развития России, за активную индустриализацию: «Я не был и не буду ни фабрикантом, ни заводчиком, ни торговцем, но я знаю, что без них, без придания им важного и существенного значения нельзя думать о прочном развитии благосостояния России». Нам же последние четверть века либералы вдалбливали, что мы будем работать в сфере каких-то неведомых услуг и промышленность, заводы, фабрики, комбинаты и мастерские не очень-то и нужны. Все это оказалось ложью. Нам даже не удосужились объяснить, что и кого мы будем обслуживать. Они замолчали ту простую мысль, что сфера обслуживания и торговля появляются только там, где расцветают промышленность и сельское хозяйство, где производятся товары, где бьется научная мысль, придумывая и внедряя все новые и новые технологии и продукты.

Они обещали: рынок расставит все на свои места. Но вместо честно регулируемого государством конкурентного рынка они подсунули нам суррогат в виде неофеодальной системы производственных отношений, больше похожий на кормление, уничтоженное еще 500 лет назад Иваном Грозным.

<ins>
 
</ins>

Кроме того, Д.И. Менделеев провинился перед либералами тем, что выступал горячим сторонником государственного протекционизма и хозяйственной самостоятельности России. Это уже для наших компрадорских реформаторов было преступлением смертельным. Ученый утверждал, что надо защищать русскую промышленность от конкуренции со стороны западных стран. Менделеев объединял развитие промышленности России с общей таможенной политикой. Дмитрий Иванович говорил о несправедливости экономического порядка, позволяющего странам, осуществляющим переработку сырья, пожинать плоды труда работников стран — поставщиков сырья. Этот порядок, на его взгляд, «имущему отдает весь перевес над неимущим». Именно Менделеев первым обнаружил опасность сырьевого развития России и определил способы избежать этого «проклятия».

Дмитрий Менделеев утверждал: «Богатство и капитал — равно труду, опыту, бережливости, равно началу нравственному, а не чисто экономическому». Несколько важных работ Менделеева посвящены обоснованию налоговой и тарифной политики в России. В кратком изложении все его пожелания можно свести к следующим: «Желательно, чтобы начинающимся и особенно кооперативным (артельным) предприятиям было оказываемо исключительное внимание и всякие с них налоги уменьшаемы ради их усиленного возникновения». Идея, явно не нашедшая понимания в Минфине наших дней.

Одним из главнейших своих постулатов Дмитрий Иванович считал гибельность политики, при которой Россия все время догоняет страны, от которых она отстала в промышленном развитии. Д.И. Менделеев главным видит рост богатства, создание новых рабочих мест, развитие всех видов просвещения. Достичь этого можно, лишь создавая фабрики и заводы, развивая современную промышленность. «Заветы государственного "порядка", христианских народов, художественной красоты и научно-искренней правды, — пишет мыслитель, — даже в соединении с политическим могуществом и хлебным богатством не обеспечивают будущее нашей страны, если мы не станем быстро двигаться в народно-промышленном хозяйстве, то есть преимущественно в деле фабрик и заводов». Вряд ли такие речи тоже бы понравились нашим министрам.

Будучи взаимосвязаны рынком и взаимозависимы, участники товарного производства и обмена заинтересованы в общем порядке и мире. Их поддержание, по мысли Д.И. Менделеева, берет на себя государство. Развиваясь и углубляя общественные связи товаропроизводителей, рынок тем самым развивает и укрепляет государство. В свою очередь, государство содействует развитию фабрик и заводов, покровительствует промышленности в широком смысле и тем самым способствует развитию общественного разделения труда, торговли и, следовательно, рынка. В товарном хозяйстве рынок и государство не исключают, а дополняют, помогают друг другу.

Покровительством и поддержкой индустриального возрождения России, по замыслу Д.И. Менделеева, должно заниматься государство. Экономическому и политическому прогрессу требуется государственное управление. Именно оно должно координировать и направлять экономическую деятельность предпринимателей, обеспечивая тем самым «общее благо развития», разрешать неизбежные противоречия между товаропроизводителями. Дмитрий Иванович Менделеев был убежден, что отсутствие веры в предстоящее показывает узость мысли. Он верил в русского человека и был уверен в том, что «если народ владеет знаниями, имеет землю, трудолюбив, бережлив и способен к размножению, его развитие может идти необыкновенно быстро». А лозунг нынешних наших экономических руководителей, кажется, звучит так: «Чумазый играть не может».