ЭКСПОРТ НЕФТИ И ОСНОВАНИЯ ТВЕРДОЙ ЭКОНОМИКИ

Основные идеи:

- Экспорт нефти это плохая идея. Нужно менять труд на труд, а не нефть на чей-то труд - «Твердая» экономика - это «нормально закрытая» экономика. Поскольку «у России только два союзника», то в целях безопасности нам нужна максимальная опора на свои силы

- Сильная и справедливая внешняя политика невозможна без справедливого внутреннего устройства

- Государственные предприятия более чем эффективны, если ими управляют подготовленные люди и есть сильная государственная воля. Частная собственность не панацея от всех бед. Напротив, это один из источников раздражения в обществе и причина бездействия и незанятости миллионов людей, что чревато социальным взрывом

-Право денег и права человека - две вещи несовместные

-Весь ход мировых событий ведет к смене идеологии денег на идеологию традиционных ценностей

Теперь подробнее.

Экспорт нефти – плохая идея

Цена на нефть падает, а у нас паника такая, будто мы сами остались без нефти и без средств для ее приобретения и сидим без света и тепла в темной и заснеженной равнине. Депутат Олег Пахолков предложил поэтапно прекратить продажу нефти за рубеж. Он прав. Присоединяйтесь.

Понятно, что от экспорта нефти нам всем что-то перепадало, но перепадало крайне неравномерно. Не будет человека в стране, который бы со знанием дела показал, что экспорт нефти, народного достояния, был направлен ко всеобщему благу. Всеобщее благо означает всестороннее развитие экономики, при котором мы выходим на уровень экономической самодостаточности. Если мы попали в критическую зависимость от доходов от продажи нефти, то это значит, что такая политика была либо головотяпством, либо узаконенным, осененным властью, присвоением общего ресурса в пользу узкого круга лиц и потому аморальным. Всем ясно, что экспорт миллионов тонн нефти, это очень серьезный экономический, политический и геополитический вопрос, который нельзя решать келейно без участия и одобрения народа в целом (который бы и разделил ответственность за решение в пользу или против экспорта нефти). А получилось, что ребята наверху посовещались и решили продавать нефть (газ, алмазы, лес…), а мнение народа… да кто такой этот народ? Народ никто и звать никак.

Но есть и другие причины постепенно, но настойчиво, сокращать экспорт нефти. Нефти как источнику энергии замену найдут, но как сырью для нефтехимии – нет. Из чего, наконец, будет асфальт? У нефти могут обнаружиться некие бесценные свойства (откуда мы можем это знать на 20 лет вперед) и не будем ли мы в недалеком будущем ворожить над каждым литром нефти? Будет очень безответственным за один век спалить то, что природа готовила миллионы лет.

Нефть надо беречь (примерно так, как американцы до последнего времени берегли свою нефть), даже если есть ее запасы в миллиарды тонн. Другие страны пусть сжигают свою нефть, делают с ней что хотят, но нам не стоит спускать свой «жир» и жить на это: надо обменивать изделия, изготовленные нами, на изделия, изготовленные за рубежом. Т.е. менять труд на труд. Не хотелось бы массово занимать наше население изготовлением ширпотреба, в котором мы остро нуждаемся и который в огромном количестве получаем из Китая, но, возможно, и этим придется заниматься, подыскивая свои конкурентные ниши в мировом разделении труда. А замену нефти как источнику ленивого, бездеятельного дохода надо было найти не вчера, а позавчера. Впрочем, все это давно известно и ни к чему повторять в сотый раз.

Мы можем продавать нефть в обмен на родственные продукты, например, на те же технологии по добыче на шельфе или в сланцах (если сами настолько разленились придумывать технику, хотя как раз СССР был родоначальниками многих и многих технологий добычи нефти, включая упомянутые выше), на финансирование дальнейшей разведки месторождений и их подготовку к разработке и т.д. Мы можем продавать нефть для решения острейших наших проблем, которые мы не успеваем решить в быстротекущей жизни, но не для того, чтобы, продавая нефть, расположиться к отдыху: мы обманываем себя, получая доход от нефти. Навязчивая реклама «Силы Сибири» (она же «Немощь народа», как демонстрация слабости народа, который как пьяница не может прожить, не вынося из дома своего добра) ничего кроме отвращения не вызывает: извините за выражение, «нашей девушке нужно держать ножки вместе». Каждому человеку в стране даже с психологической точки зрения очень важно знать, что все, что приобретено за рубежом, оплачено нашим трудом, а не продажей ресурсов.

Непредсказуемая цена на нефть

Спрос и предложение нефти уравновешены, хранилища переполнены. Но все равно мы не можем знать, как будет складываться мировой рынок нефти в ближайшие годы, даже в ближайшие месяцы. Что если на Ближнем Востоке разгорится грандиозная заварушка и БВ вообще выпадет из мировых поставщиков нефти?

США, пусть это прозвучит неожиданно, является сегодня самым непредсказуемым игроком на мировой арене. Это страна, от которой можно ожидать самых неожиданных поворотов. На поверхности по официальной статистике (часто завышенной) там все нормально, экономика растет, доллар укрепляется. Но и внутри США, и в их отношениях с внешним миром накоплены такие неразрешимые и острые противоречия, что эта страна может на долгие годы увязнуть во внутренних разборках и им будет не только не до мировых дел, но и до экспорта сланцевой нефти и газа. США запросто могут исчезнуть из списка экспортеров углеводородов. Сланцевые компании продержались в 2015г. лучше ожидаемого за счет хеджирования цен (продавая нефть по высоким ценам прошлых периодов), но в марте 16г. им предстоит платить проценты по кредитам, а цены на нефть будут уже не те и здесь из дела выйдут многие сланцевики. Информация о перспективах добычи в сланцах противоречива. Но сообщают, что пик добычи в сланцах за короткие 4-5 лет уже пройден, лучшие залежи выработаны и впереди только «тощие» годы добычи. Сланцевой нефти и газа в Америке много, им этого хватит, но экспорт они уже не потянут.

Далее. Рост экономики Китая – крупного потребителя нефти – замедляется. Но в умах некоторых романтиков еще теплится надежда, что, наконец, начнет развиваться и работать наша собственная экономика и вырастет наше внутреннее потребление.

Лучшие месторождения в мире в общем и целом остаются в прошлом. Впереди труднодоступная нефть. Уже сейчас, скажем, в нефтеносных песках в Канаде нужно сжечь две бочки нефти в виде топлива, чтобы добыть три бочки нефти, и это маловыгодная добыча.

Так кто в итоге скажет, много будет нефти или мало?

Сложите вместе эти обстоятельства: разборки на Ближнем Востоке и в США, Китай и Россию и вы получите рынок, где нефть – в дефиците. Какими будут цены на нефть уже в конце 2016г. не знает никто, они могут подниматься, хотя бы моментами, и до 80 долларов за баррель и выше.

Россия и некоторые страны ОПЕК ведут переговоры о заморозке добычи нефти на уровне января текущего года. Это еще один довод не спешить заявлять об окончании эры нефти и сокрушаться о низкой цене на нефть на все оставшиеся времена. На взгляд автора нынешняя низкая цена - это аномалия, которая пройдет вопреки текущему избытку нефти.

Если говорить практически о прекращении экспорта нефти, то сейчас, в условиях ее избытка, лучшее время выскочить из существующих долгосрочных контрактов, например, с Китаем, предложив вместо себя других поставщиков, скажем, Иран.

«Твердая» экономика

Это «нормально закрытая» экономика, выражаясь техническим языком. Это опора на собственные силы и реализация собственного потенциала. Не нужны никакое ВТО, никакое членство в БРИКС или Бог весть еще в чем (кто-то пустил словечко БРИКС, а мы давай «соответствовать» во всю свою наивность). У России есть только «два союзника» и ей нужны только такие экономические (экономико-политические) союзы, которые она создаст сама, и это, прежде всего, экономические союзы со странами бывшего СССР (попутно мы получаем под 300 млн. потребителей, если это так важно, что сомнительно). Если нам в России собирать мобильные телефоны скучно, то это с успехом будут делать в бывших советских азиатских республиках, где население в большей мере расположено к монотонной работе.

Экономика России необходимо должна быть свободна от внешнего диктата и давления точно в той же мере, в какой должна быть свободна ее внешняя и внутренняя политика. Внешняя политика не может быть сильной, если за спиной у нас грязь. Будет лицемерием призывать к справедливости на внешней арене (а как еще строить отношения с внешним миром?), если не справедливо наше внутреннее устройство.

Россия близка к самообеспечению продовольствием, уже есть излишки зерна, но мы пока еще нуждаемся в говядине, фруктах и овощах, но все это можем выращивать у себя (за исключением цитрусовых и экзотических фруктов). Если мы можем сами накормить себя, то мы можем все (!), поскольку у нас есть все (даже рений на Курилах), за исключением урана, бокситов и некоторых редкоземов, может быть чего то еще. Поэтому важнейшее условие нашей внешнеполитической независимости – это самообеспечение продовольствием.

Англосаксонская экономическая и мировоззренческая модель зашла в тупик и показала свою недостаточность, чтобы быть примером для остального мира, или чтобы ей подчинялся весь мир, это очевидно всем. Зашла в тупик и наша попытка слабовольно следовать за теми, кого мы по неопытности считали более развитыми и передовыми, чем мы сами. В итоге, по прошествии почти 30 лет, мы оказались перед открытием: оказывается, думать и жить надо самим, бить свою тропу, а не следовать за другими. Западный мир делает хорошие товары, с этим никто не спорит. Но они не умеют строить отношения, потому что эти самые товары оказываются важнее человеческих судеб («овцы съели людей» = «товары съели людей». Что такое современный капитализм прекрасно показали сами американцы в фильмах «Умница Уилл Хантинг» и, например, «Аватар»). Глобальную политику вырабатывает Россия, и это ее конек. Нужно быть готовым к тому, что иностранцам не будет понятным, как мы действуем и это естественно: точно так же непереводим на иностранные языки А.Пушкин. Либо иностранцы учат русский язык, либо мы остаемся непонятыми и с этим надо жить – СССР почему-то находил силы жить так, как считал нужным.

Нужно разработать условия, принципы, алгоритмы, которые жестко задают справедливую систему экономической деятельности. Здесь надо искать перекрестные связи в регулировании экономики, которые взаимообуславливают друг друга. Как видится, это будут всего несколько правил с общей «политической» преамбулой. Мы понимаем при этом, что человеку принадлежит примерно то, что он сам создал (что наработал, то и получил, за некоторыми вычетами).

Алгоритм условий, правил, законов экономической деятельности должен отвечать одновременно двум противоположным граничным условиям – свободе предпринимательства и личной инициативы, с одной стороны и полной власти государства над экономикой как целого, с другой. Где-то эти граничные условия (свободы и планируемой, управляемой государством экономики) сходятся, образуя перекрывающийся сегмент. Правила, действующие в этом сегменте, должны быть универсальны и распространяться на все поле экономической деятельности. Нужен один управляющий элемент, один хозяин, один мастер, который вел бы все хозяйственные дела страны как одной сверхкорпорации.

В России производят авиационные двигатели, среди них современный ПД-14, это очень сложное изделие и не случайно его создание отмечали на высшем уровне. Всего несколько стран в мире (4) располагают, технологиями полного цикла по изготовлению турбореактивных двигателей и Китай в их число не входит. Если мы можем делать изделия такого уровня в области техники, то почему не сделать то же в финансово-экономической области – «запереть» тему в лабораторных условиях (в «шарашке», если угодно) и выработать свод правил, законов складного, прибыльного развития каждого из нас и всех нас вместе как целого?

Не путать «свою шерсть с государственной»

Госуправление вполне эффективно, если государством управляют люди с государственным мышлением, а не ловкие чиновники, научившиеся обращать общее к своей выгоде. Почему люди с госмышлением не приходят на свои позиции – это вопрос к власти, которая не умеет, не может и не хочет привести достойных управленцев к рычагам управления.

Нужно перестать суетиться вокруг частного капитала, без которого якобы ничего не будет двигаться. В 20-м веке в СССР была создана грандиозная промышленность без всякого частного капитала. Чтобы у вас на столе были бананы и отборный виноград зимой и продуктовые магазинчики на каждом углу – да, для этого нужен частный предприниматель, но для того, чтобы строить заводы, продвигать фундаментальные науки, летать в космос - частный предприниматель совсем не нужен. Все, что находится в Российской юрисдикции – принадлежит народу. А собственники – это не собственники, а управляющие.

Приватизация госсобственности – плохая идея. Это свидетельство неспособности властей хозяйствовать. Получается, что продули один матч (развал Союза и приватизация 90-х), продули другой (сели на «нефтяную иглу»), а теперь давайте, либеральненько так, продуем и третий и все последующие. Надо остановиться, или получается по стишку: «Мы вдвоем с приятелем работаем на дизеле. Он чудак и я чудак и дизель у нас свистнули».

Права денег находятся в непримиримом противоречии с правами человека Иллюстрация. Пусть это будет, например, Нефтеюганск, 90-е годы. Люди работают на Севере, в условиях полярной ночи при температуре до -50. Еще недавно грузовики перед зимой последний раз заводили осенью и выключали уже только весной, потому что если двигатель замерзнет, то его не заведешь никакими силами. И вот появляется хрен с горы, какой-то хлыщ, который до этого буровой в глаза не видел и говорит: «Пшли все нах! Здесь все мАе и вы будете делать то, что я вам скажу!». Это - право денег. Люди ему возражают: «Мы тут работаем. Мы добываем нефть, бурим, ремонтируем, строим не в первом поколении, мы неплохо зарабатываем, но отдаем свой труд людям. И пошел-ка ты нах со своими ворованными деньгами, и чтоб духу твоего здесь не было!». Это - права человека. Вот чью сторону займете вы в этом споре людей и денег? Что, наконец, отвечает духу демократии (т.е. власти народа), прав

а денег или права человека? Не будет человека, которому не нужны деньги, но для добычи этих денег часть людей готова переступить через моральные барьеры (брать чужое), а часть – нет. Если вы принимаете капитализм как экономическую модель (суть правила обменных процессов между людьми), то только в его элементах, но не как абсолют. И в первую очередь вы обеспечиваете благополучие тех людей, той здоровой в нравственном отношении части общества, которые без малого вот уже 30 лет через эти моральные барьеры не переступают и не переступят никогда.

Патриотизм как национальная идея

Это во многом правильное утверждение. Но что отличает наш патриотизм от любого другого? Ведь получается, что наша НИ не несет ничего особенного и неотличима от других «национальных идей» - патриотизма в мире сколько хочешь. Это не очень вдохновляет. Наша НИ в том, что у нас особенное, отличное от других стран смысловое поле, своя и уникальная «карта страхов», мы де-факто являемся единственным геополитическим гигантом на планете (географически США это региональная держава с двумя соседями и там бы им и сидеть, как сидят Мексика или Канада, но они лезут всюду), у нас малонаселенная, самая холодная страна в мире, на 65% покрытая вечной мерзлотой, мы сверяем свои действия с ВЫСШИМ РАЗУМОМ, а не сиюминутной выгодой, действуем коллективно (примерно как наши хоккеисты в серии игр в 1972г.) и не плетемся за стихией рынка и буквой закона. И у нас есть сверхзадача – при невыгодных условиях (обратили внимание на зеленые газоны и кустарники в Германии в феврале месяце?) сделать жизнь людей одной из лучших на планете. И это не слишком фантастическая идея. Нам нужна наиболее широкая удовлетворенность людей обменными отношениями в обществе, не только материальными, но и умственными, эмоциональными, духовными, любыми другими. Мы строим «Русский мир»,т.е. мир, в котором мы создаем благоприятные условия для добросовестных, нравственных и эффективных людей, объединенных задачей как можно больше развивать эту жизнь, оставить потомкам страну в лучшем состоянии, чем приняли ее. «Русский» мир здесь означает не национальность, а принципы и дух подхода к жизни. Что может более русским, чем песня «Журавли»? Но посмотрите на авторов песни: слова Р.Гамзатова, музыка Я.Френкеля, исполняет М.Бернес. Кто из них русский? А сама песня и есть самый что ни на есть «Русский мир».

Как смотреть на вещи

Вы смотрите из центра круга. Ваше наибольшее внимание занимают менее обеспеченные, периферийные слои, не пресловутый средний класс, они сами о себе позаботятся, а менее обеспеченные люди, но выше тех, из которых в свое время создавались комитеты бедноты, т.е. заведомо не «Шариковы». Вот и надо обеспечить их благополучие. Понятно, что не все так просто. В одной из областей центральной России на карьер (для производства щебенки) пришел новый начальник, что-то поправил, оптимизировал и работники карьера стали зарабатывать по 40 тыс. в месяц. Это вызвало такую зависть у окружающих, что этих работников быстренько опустили до 15 тыс. в месяц, а начальника с угрозами выпроводили вон. Вот скажите, 40 тыс. в месяц это повод для зависти? Что можно сделать на такую зарплату (все в курсе, что есть зарплата и в 6 тыс. в месяц и в 4 млн. в день, т.е. всего лишь в 25 тыс. раз больше, чем у первых)?

Что делать?

Есть время разбрасывать камни, и время собирать камни. Первое, что нужно сделать, это обеспечить абсолютную занятость населения. «Рынок труда» это отвратительное выражение и очень стыдно, когда люди вынуждены шакалить в поисках провианта. В стране нужно проделать бездну работы и каждого работника надо приставить к делу и ценить. Кто, сколько и за что получает – это вторичный вопрос.

Нужен порядок. Т.е. нужно все разложить по «по-рядку». Нам нужно ЗНАТЬ, кто мы есть, что мы можем, и что мы делаем. Надо именно знать, умопостигать, а не болтаться без руля и без ветрил и беспомощно говорить: «Ну, знаете ли, у нас смешанная экономика, у нас нет власти над частным капиталом» и на этом основании все пускать на самотек.

Нужно относиться к людям, как к производительной, созидательной силе. Если человек встал с утра, он сыт, обут, одет, выспался, то за день он может проделать полезную работу.

От печки

Забудьте на время модные разговоры о постиндустриальном обществе, новейших экономических теориях и библейском конце времен. Спустимся на землю в реальную жизнь, где люди - это не дерущиеся друг с другом товаропроизводители и потребители, а живые люди – разумные существа со своими эмоциями, переживаниями, судьбами и т.п. Люди это не «серая слизь», а живой взаимосвязанный организм со своей сложной нервной системой.

Сегодня мы наблюдаем жесточайший кризис идеологии и культа денег в ущерб вековечной идеологии труда, в том числе родительского труда. У человечества всегда была, есть и будет одна и та же неизменная задача - это воспитание детей, подрастающего поколения. Вот создавайте такое общество и такую экономику, которые подчинены этой задаче. Здесь у нас огромные перспективы и бесконечное, неограниченное поле приложения своих сил.

Весь ход мировых событий неумолимо ведет к смене господствующей в мире идеологии на традиционную идеологию и ценности. Для России такая смена благотворна, поскольку возвращает нас в привычную домашнюю обстановку, понятную знаковую систему. При этом мы располагаем опытом жизни как при социализме, так и при капитализме и можем РАЗУМНО найти золотую середину и без оглядок на внешний мир подобрать себе тот образ жизни, который способствует процветанию общества в целом и каждой личности в этом обществе. Для этого нужна только политическая воля и никаких особых дарований. Вот отсутствие этой воли и обескураживает больше всего.