МУДРЕЦ БАХЛУЛ ДАНЕНДЕ
На модерации
Отложенный
Мудрец Бахлул Даненде
Одним из известных образов устной литературы мусульман Востока, наряду с Моллой (Ходжой) Насреддином, считается также и Бахлул. В восточных странах, в особенности, в Азербайджане, Бахлул известен под прозвищем «Даненде» (с фарси: знающий, знаток, мудрый, мудрец) и «диване» (юродивый, сумасшедщий). Однако многие не знают, что Бахлул является конкретной исторической личностью.
Имя Бахлула часто в различных источниках приводится как Бюхлул. Значение этого имени с арабского переводится, как «человек, который много смеется» (высмеивающий, саркастик), и «глава, который обладает положительными качествами». Кюньей (псевдонимом) Бахлула было Абу Вухейб, отца его звали Амр (или же Омар).
Во II веке хиджры (VII веке от рождества Христова) Бахлул жил в Ираке, был современником Аббасидского халифа Гаруна ар-Рашида. В некоторых книгах его представляют как брата Гаруна ар-Рашида или как его двоюродного брата, однако достоверность этой информации подвергается сомнению. Потому, что в данном случае его бы стали упоминать как Бахлул Хашими или человека из рода Аббасидов, в то время как он был из рода Сейрефи и был суфием. Более того, среди братьев и дядей Гаруна нельзя найти человека по имени Амр (или же Омар).
Год рождения Бахлула неизвестен. Пишут, что он родился и вырос в Куфе, потом переехал в Багдад и скончался в 190 году хиджры (806 г. от Р.Х.), был учеником Имама Джафара Садига (а) и Имама Мусы Кязима (а) и являлся их сторонником. В различных источниках приводятся различные мудрые высказывания Бахлула, его стихотворения, научные споры с учеными. Однако прославился он благодаря своим занимательным и поучительным анекдотам.
Бахлул был одним из самых больших ученых своего времени, народ ценил его за это. Аббасидский халиф Гарун ар-Рашид захотел назначить его на пост главного кадия Багдада. Однако Бахлул не намеревался принять предложение о вхождении в круги знати тирана-халифа. Он понимал, что если он примет предложение о посте кадия, то должен будет вести себя под диктовку власти, нарушать справедливость, при принятии решений учитывать заказы, поступающие из дворца. Именно по этой причине Бахлул отказался от предложения стать кадием, выразив недовольство самому Гарун ар-Рашиду: «Я считаю себя, недостойным этого поста. Тут существуют две возможности. Или я говорю правду и в данном случае я на самом деле не должен быть кадием. Или же я лгу и в данном случае как лжец я недостоин быть кадием».
Гарун был раздражён отказом Бахлула, даже пригрозил ему смертью в случае неповиновения его приказам. Тогда Бахлул взял у халифа отсрочку на один день для раздумий. В тот же день он отправил Мусе Кязиму (а) весть, прося совета. Имам посоветовал ему сыграть сумасшедшего в безвыходной ситуации.
На следующий день халифу сообщили, что Бахлул на багдадском базаре сел на тростниковое чучело лошади и разговаривает как сумасшедший. Гарун ар-Рашид, даже если и понял причину такого поступка Бахлула, но ничего в этой связи не смог предпринять.
Таким образом, Бахлул избавился от предложения халифа и заработал право без тени высказывать правду. Теперь все воспринимают его, как сумасшедшего. Согласно исламскому шариату, даже если человек, потерявший рассудок, совершит грех, на него не распространяется наказание.
В некоторых книгах указывается, что Гарун требовал от великих знатоков фикха (факихов) фетвы об умерщвлении Имама Мусы Кязима (а), находящегося на тот момент в тюрьме. Бахлул же с целью избегания участия в этом, не нашел другого выхода, как сыграть сумасшедшего. Отметим, что случаи, когда сторонники Ахли-Бейта (семьи Пророка) вели себя, как сумасшедшие, существовали и раньше. Так, в свое время сподвижник Имама Мухаммед Багира (а) Джабир ибн Йезид Джуфи вел пропаганду против Омеййядов в Куфе, распространял среди народа добродетели Ахли-бейта. Омеййядский халиф Хишам ибн Абдульмалик принял решение об убийстве Джабира. Однако Имам Багир (а) своевременно отправил Джабиру весть о том, чтобы он повел себя, как человек, помешавшийся в разуме. Посредством этого Джабир спасся от наказания халифа. Через некоторые время угроза миновала и Джабир вновь начал вести себя, как раньше. Бахлул же, находясь под более пристальным наблюдением, до конца своей жизни вынужден был вести себя, как маджнун (потерявший рассудок).
В вышеупомянутых источниках описываются также несколько дискуссий Бахлула с несколькими учеными, занимающими противоположную позицию, и из всех этих научных споров Бахлул выходил ярким победителем. Представляем один из этих дискуссий Вашему вниманию.
Однажды Бахлул услышал, что некто, претендующий на звание ученого, считает неправильными три толкующихся и основывающихся на акиде (учении, убеждении) мнения Имама Джафара Садига. Этот ученый отвергал эти мнения: «Во-первых, Джафар Садиг говорит, что Иблис был из рода джиннов, а джинны созданы из огня. Тогда как же Аллах их будет сжигать в адском пламени? Ведь огонь не жжет огонь. Во-вторых, Джафар Садиг заявляет, что Аллах не виден глазу. Как можно поверить в то, чего нельзя увидеть глазами? В-третьих, Джафар Садиг говорит, что каждый отвечает за свои деяния. Если творцом каждой вещи в этом мире является Аллах, то значит причиной каждого греха и блага является Аллах. Тогда зачем нужны рай и ад?».
Бахлул, подобрав ветку дерева, направился на встречу с ученым. При встрече с ученым он ударил его веткой по голове. Разгневанный ученый начал грозиться, что подаст на него в суд. Бахлул Даненде как ни в чём не бывало, сказал: «Что я тебе сделал? Во-первых, даже если я ударяю тебя по голове веткой, то это не причиняет тебе вреда. Потому, что ты создан из земли и ветка тоже. Как же может быть так, чтобы вещь, созданная из земли, может причинять боль другой вещи, тоже сотворенной из земли? Во-вторых, покажи мне свою головную боль, и я поверю твоим словам. Ведь нельзя верить вещам, которые нельзя узреть глазами. Ну, и наконец, в-третьих, даже если я и ударил тебя, то я не считаю себя виновным. Потому, что Аллах творит как хорошее, так и плохое. Какой же на мне лежит грех?». Ученому не оставалось ничего другого, как промолчать.
Комментарии
Спасибо за интересный материал.
- О чём спорят эти люди?
- Из-за земли. Каждый утверждает, что она принадлежит ему.
- Погодите, я сейчас спрошу у неё самой.
И с этими словами Бахлул прилёг , прижавшись ухом к земле.
- Она сказала, что вы оба не правы. Это вы принадлежите ей. Придёт время и вы оба придёте к ней.