Энергетические проекты: Белорусская АЭС
Потребности республики Беларусь в электроэнергии стабильно увеличиваются год от года. При всех сложностях развития небольшой страны это развитие имеет место быть. С 2000 по 2015 год белорусский ВВП вырос в восемь раз, с 10.7 до 81.6 млрд. $ – что сравнимо с темпами роста российской экономики за те же годы. Более 40 % валового внутреннего продукта обеспечиваются белорусской промышленностью. Сфера услуг, сельское хозяйство и ЖКХ тоже нуждаются в киловаттах – электроэнергия жизненно необходима для любого вида человеческой деятельности.
Актуальность построения белорусской АЭС была очевидна еще в советский период истории, во время совместной хозяйственной деятельности регионов единой страны. Но после трагедии Чернобыля на заделе минской АЭС возвели тепловую станцию. Проект возведения Витебской АЭС (мощностью 6.000 МВт!) мог полностью обеспечить Белоруссию электричеством – но так и остался проектом. Однако собственных источников энергии в Белоруссии больше не стало, страна практически полностью зависима от импорта энергоносителей.
Из 40 млрд. кВт-часов общего потребления около 8 млрд. приходится закупать в России.
Собственная выработка электричества на 95 % обеспечивается тепловой генерацией, за счет импортного природного газа, опять же из РФ. Выгода реверсных поставок углеводородов сосредоточилась южнее Белоруссии. Гидроэлектростанции ввиду равнинного ландшафта требуют больших вложений при малой мощности. Все альтернативные виды энергии – ветровые, мусоросжигательные, торфяные и даже дровяные – дают мизерный вклад в белорусскую энергетику, суммарно на уровне нескольких процентов в год.
Общая мощность всех белорусских электростанций равна 8.400 МВт.
Ввод в эксплуатацию АЭС на Островецкой площадке мощностью 2.400 МВт с избытком закрывает весь дефицит электроэнергии в стране. Этот избыток можно продавать за рубеж – стоимость атомной генерации позволяет получать солидную и стабильную прибыль при продаже киловатт и мегаватт.
Сопредельные страны ЕС нуждаются в поставках электричества. Политические санкции с белорусского руководства Евросоюз упразднил в феврале этого года, а серьезных экономических ограничений никогда и не вводил.
На атомной генерации можно сэкономить средства, ежегодно расходуемые на закупку 4.5 млрд. м3 природного газа.
Себестоимость «атомного» киловатта будет как минимум вдвое ниже газового аналога.
Срок полной окупаемости станции составляет 15-20 лет.
Разумеется, до завершения строительства белорусской АЭС еще далеко. Любая атомная станция требует колоссальных инвестиций (белорусская на уровне 9 млрд. $), тщательного соблюдения проектных нормативов, возведения целого города с полноценной инфраструктурой, серьезных изменений во всем энергетическом комплексе страны. Но инвестиционная проблема решена использованием долгосрочных кредитов РФ и КНР. Полный ядерный цикл обеспечит Росатом. Из белорусского бюджета собственная АЭС финансируется скромно. Работы идут на стадии строительства первого реакторного блока.
До ввода в эксплуатацию белорусской АЭС остается как минимум несколько лет. Еще предстоит решить массу сопутствующих вопросов технического, организационного, денежного и прочего порядков. Но бурная реакция за рубежом на будущие генерирующие мощности в Белоруссииначалась уже сейчас.
Разумеется, строительство атомной станции в 470 км к северу от чернобыльского саркофага вызывает неприятные ассоциации. Масштабная экологическая катастрофа на АЭС Фукусима-1 свежа в памяти – и произошла она в одной из наиболее развитых стран планеты. В единственном государстве на Земле, испытавшем ужас атомной бомбардировки от лидера демократического мира. Проблемы безопасности ядерной энергетики имеют колоссальное значение – но они не должны тормозить энергетическое развитие целых стран и регионов.
Претензии к белорусской АЭС выдвигают политики Литвы. Это государство с уникальным опытом демонтажа собственной новейшей атомной станции и строительства газового терминала – назло РФ в ущерб себе. Оба энергетических прожекта Литвы заслуживают внимательного изучения по предмету «Смотрите и никогда так не делайте». Сей предмет пытаются навязать и ЕС, и Белоруссии.
Два патриарха литовской политики – первый председатель Сейма и третий президент после восстановления независимости – обратились с открытым письмом к правительству и парламенту. Заслуженные пенсионеры В. Ландсбергис и В. Адамкус потребовали от официального Вильнюса сделать все возможное для прекращения атомно-строительных работ в Белоруссии, причем немедленно. Данный демарш синхронизирован с письмом министра литовской энергетики коллегам из Латвии, Эстонии, Польши и Финляндии. В своем послании Р. Масюлис призывает:
«…подать четкий сигнал, что вырабатываемая в нарушение международных регламентов ядерной безопасности электроэнергия… не будет принята в Евросоюзе…»
Словно электроэнергия – это сомнительный беженец, пробирающийся через границы ЕС с нарушениями всех мыслимых законодательных норм в расчете на щедрый социальный пансион. Кстати, из миллионов беженцев в ЕС благодушная Литва не приняла и сотни человек.
Таков ее четкий миграционный сигнал Брюсселю, абсолютно независимый от мнения коллег.
Суть литовских претензий такова:
Станция в Островце расположена в двадцати километрах от границы с Литвой и в 50 км от столичного Вильнюса – это нарушает безопасность прибалтийской страны самым беззастенчивым образом.
Несостоявшийся проект литовской Висагинской АЭС обладал большей мощностью (3.400 МВт против 2.400 МВт) и располагался в трех километрах от границы с Белоруссией. Но был совершенно безопасен, выгоден и прогрессивен. Потому и был запланирован в единственном литовском городе с преобладающим русскоязычным населением. Впрочем, до стадии практического осуществления Висагинская АЭС не добралась.
Согласно конвенции Эспо аттестация потенциально опасных объектов промышленности и энергетики должна проводиться как самим государством, так и соседними странами. Однако на многочисленные приглашения белорусской стороны принять участие в экологической экспертизе сторона литовская отвечала общими фразами о сбережении окружающей среды. Ни разу не прислав сколь-нибудь представительную собственную делегацию для воплощения требований конвенции Эспо. Потому что экологическую безопасность литовские политики трактуют весьма своеобразно и даже творчески.
На протяжении пяти лет – с 2005 по 2010 гг. – проект белорусской АЭС прекрасно воспринимался всеми европейскими соседями! Ни Польша, ни Латвия, ни сама Литва не сомневались в его актуальности и энергетической надобности! Среди белорусских соседей превалировали позитивные ожидания или как минимум – благожелательный нейтралитет.
По удивительному совпадению этот период пришелся на неопределенность с исполнителем строительства АЭС в Островце. Право возведения объекта оспаривали все участники рынка мирного атома – Франция, США, Россия, Китая, Швейцария и даже Чехия. Кто же мог достоверно знать, что тендер достанется Росатому?
Только после выбора генеральным субподрядчиком российской государственной корпорации литовский политикум озаботился региональной атомной безопасностью. И приступил к требованию прекращения работ на белорусской АЭС раньше первой стадии самих работ. Одновременно пришлось расходовать крупные средства литовских налогоплательщиков на демонтаж и дезактивацию собственной Игналинской АЭС. Эта станция прекратила выработку электроэнергии в 2009 году, но финансовые ресурсы успешно пожирает по сию пору. Одновременно заключен кабальный контракт на постройку и пользование кораблем-регазификатором в рассрочку на 10 лет, с засекреченной стоимостью получаемого газа. Одновременно в Вильнюсе озвучиваются планы повышенного налогообложения белорусского электричества – что несколько странно, с учетом его официально провозглашаемой экологической опасности и тоталитарного происхождения. Одновременно осуществляется коммутация линиями высоковольтных передач между Литвой, Польшей и Швецией, в рамках программ LitPol Link и NordBalt. Стать единой частью объединенной энергосистемы Европы к 2025 году – прекрасная цель. Кабель протянуть куда «сложнее», чем построить АЭС с нулевой стадии. Еще бы абстрагироваться от стоимости шведского киловатта, который втрое дороже литовского…
Самое интересное, что линии электропередач от белорусской АЭС в Литву и Польшу строятся вместе с ней. Существуют два уровня реальности – громкой трескотни отставников и подлинных потребностей европейских экономик. Действительно обоснованные энергетические проекты состоятся при любой политической погоде. Они преодолеют и балтийские шторма, и охлаждение межгосударственных отношений, и даже режим взаимных экономических санкций. Nord Stream 2.0 тому примером.
Из всех атомных заделов в регионе реализуется только один, на Островецкой площадке. Висагинская АЭС осталась на бумаге, станции в Калининграде (РФ) и в Жарновце (Польша) заморожены. Это позволяет обоснованно рассчитывать на востребованность новых белорусских мегаватт – как в стране, так и за рубежом. Уже к 2020 году.
Если литовские лидеры действительно болеют душой за безопасность Европы, им стоило бы обратить внимание на загрузку топливных сборок Westinghouse Electric в реакторы крупнейшей в Европе Запорожской АЭС.
В 1998 году ядерные сборки Westinghouse были забракованы в качестве топлива на финской АЭС Ловииса.
В 2007 году ядерные сборки Westinghouse были забракованы в качестве топлива на чешской АЭС Темелин.
В 2008 году эти сборки стали причиной аварийной ситуации на… украинской АЭС в Запорожье!
И не по причине скверного качества, а ввиду технологической несовместимости с российскими реакторами типа ВВЭР и российскими сборками ТВЭЛ.
В 2012 году были зафиксированы повреждения американских тепловыделяющих элементов при их выгрузке из запорожского реактора. Но на родине Чернобыля и майданов продолжаются эксперименты, в том числе ядерного направления.
При масштабной аварии содрогнется вся Европа, тревожные звоночки от украинских АЭС поступают регулярно. Но бояться приказано белорусской станции, где опасных опытов и политизированного разгильдяйства не найти и днем с огнем.
Комментарии
Мой самый любимый президнгт в МИРЕ! - это Лукашенко!
При таких ничтожных резервах держит страну на уровне!
Молодец - Лукашенко!
Правда у Путина зато самая красивая любовница: http://bdzhola.com/news/medvedjev-i-girskolizhnij-kostjum-nove-posmihovisko-merezhi
на уровне... вооооон видишь там высоко возвышается плинтус?
хохлоеврейчик довел страну до полной нищеты и зависимости, а все что хоть как то приносит прибыль контролируют его сыновья.
//... что сравнимо с темпами роста российской экономики за те же годы...// -- точнее сказать -- только потому, что в эти годы активно росла Российская экономика.
Вот ведь парадокс -- производство стремительно падает, заводы "встают", население переходит в режим максимального энергосбережения... а потребности в эл.энергии растут...
Куда оно девается?
Необходимость в АЭС???
Бред.
РБ и так была самодостаточна в энергообеспечении. С учетом проводимой модернизации ТЭЦ/С -- её был бы и излишек.
За те $12 млрд -- сколько можно было купить у России газа? по $142.
АЭС -- сильно "утяжелила" всю энергоистему. И помимо кучи сопутствующих проблем -- КУДА??? продавать её эл.эн? Куда??
АЭС построена исключительно по "хотелке" тнпешки -- если не дразрешают завести атомную бомбу, то хоть АЭС у меня (тнп) будет... ХАЧУ!!!
В августе я окончил курсы повышения, там затрагивали энергетику.
Самая дешевая энергия в РБ у газогенераторов, Атомная окупится не раньше, чем через 10 лет, а долгов под АЭС нахватают столько, что она за ресурс может вообще не окупится.
Наш энергетик приказал ставить генераторы на дровах, бригада из 5-6 человек заготавливает лес зимой и летом, потом будущие шкафы, стулья, МДФ, превращают в щепу, а она сырая гореть не хочет. И получается тепло дороже газа в несколько раз.
Это конкурент атомной энергии.