Ведьмы на госслужбе, или Зачем на Западе возрождают колдовские культы
На модерации
Отложенный
Тайны ведьм давно уже волнуют европейцев. Однако мало кто мог себе представить, что эти полулегендарные персонажи не только возродятся как полноценный религиозный культ, но и получат признание государства в Британии и США.
Началось все с того, что в 1921 году английская исследовательница Маргарет Мэррей в своей книге «Ведовской культ в Западной Европе» предложила посмотреть на процессы над ведьмами XVI–XVII веков под новым углом зрения – по ее мнению, вырванные под пытками признания в проведении шабашей и поклонении на них дьяволу в образе козлоподобного существа были правдой и говорили о некоем сохранившемся в Англии после введения христианства языческом культе, тем более что древние кельтские боги изображались с рогами. Последующие весьма популярно написанные книги превратили Мэррей в массовом сознании в «эксперта по колдовству», хотя историки отнеслись к ее теориям с большим скепсисом.
В Британии в то время продолжал действовать закон короля Георга от 1735 года о запрете любого колдовства. Для XVIII века он был весьма прогрессивен – отменял смертную казнь для ведьм, предлагая карать их заключением в тюрьму или денежным штрафом, но для ХХ века явно являлся анахронизмом, вдобавок подстегивавшим интерес к «ведьмовству» как к чему-то реально существующему, пусть и запретному. Последний приговор за колдовство был вынесен в 1944 году. Уголовный суд Олд-Бейли в Лондоне приговорил некую Хелен Дункан к девяти месяцам тюрьмы как «ведьму и шпиона, виновного в раскрытии государственной тайны», за то, что на спиритическом сеансе она вызвала дух военнослужащего из готовившейся к десанту в Нормандию части. Как видим, верили в ведьмовство даже присяжные, вынесшие такой дичайший приговор. Отменен этот закон был лишь 22 июня 1951 года.
Длительные запреты и резкое их снятие создали питательную почву для интереса к ведьмовству. Некий Джералд Гарднер, сменивший к тому времени целый ряд профессий и давно интересовавшийся различной мистикой (в 40-е годы он состоял в оккультном ордене Золотой зари и опубликовал ряд романов на «мистические» сюжеты), публично объявил, что является давним хранителем знания английских ведьм. В 1954 году он опубликовал книгу «Ведьмовство сегодня», предисловие к которой написала Мэррей (обрадованная, что наконец-то нашлись адепты описанных ею древних культов), затем еще несколько сочинений, в том числе «Книгу теней», которую он выдавал за подлинный дневник ведьмы XVI века.
Возрожденной религии ведьм, культу Верховной Богини и Рогатого Бога, он дал название Викка (Wicca на средневековом англосаксонском – «ведьмак»). В 1964 году он умер, успев незадолго до этого посвятить в викканство Раймонда Баклера, жившего в США англичанина, занявшегося распространением Викки за океаном.
Здесь новую религию ждал большой успех, причем основной рост ее рядов пришелся на 1990-е и 2000-е годы. В 1990 году авторитетный обзор «Исследование американской религиозной идентификации» зафиксировал в Штатах 8 тыс. виккан, в 2001-м – 134 тыс., в 2008-м – 342 тыс. В 90-е годы руководство армии и исправительных заведений США вынуждено было учитывать виккан как конфессиональную группу, тем более что в армии уже насчитывалось около 10 тыс. последователей культа. В августе 1997 года служившая в госпитале на крупнейшей армейской базе США Форт-Худ жрица Мэри Палмер сумела добиться разрешения провести обряды для своих солдат-единоверцев, а в январе 1998 года жрец Патрик Мак-Коллум приступил к исполнению обязанностей в качестве волонтера-капеллана в тюрьме города Техачапи, Калифорния. В декабре 2001 года в США появился первый официальный капеллан-викканин – жрица Джамья была нанята штатом Висконсин на эту должность с зарплатой в 35 тыс. долл. в тюрьму строгого режима в городке Ваупан. Неподалеку, на горе Хорив близ города Мэдисон, находится один из центров викканского движения – основанное в 1978 году «Святилище круга». Впрочем, на федеральном уровне признания за викканами права занимать посты капелланов пока нет, хотя жрецы и жрицы могут проводить обряды как волонтеры. В Британии в 2005 году появились и оплачиваемые государством тюремные капелланы-язычники, и капелланы нетрадиционных религий в армии.
Стоит добавить, что Викка отличается от восточнославянского и скандинавского неоязычества тем, что не связана с правым политическим радикализмом. Еще ее основатель Джералд Гарднер описал якобы бывший случай, когда 1 августа 1940 года все ведьмы Британии собрались на берегу Ла-Манша, чтобы усилием воли «остановить Гитлера». Если с каким социальным движением и связано современное викканство, то прежде всего с феминизмом (в американском варианте Викки преобладает культ Верховной Богини).
Комментарии