Историческая истерика России. Нам бы стабильности, лет на 200

На модерации Отложенный

Когда мусульмане Ингушетии созвали конференцию, чтобы утвердить новые расценки на похищение невест и откуп за кровную месть, я сказал, что идеальной реакцией государства на такие вещи должна быть самая жесткая – каленым железом. Либо у тебя диктатура закона, либо закона вовсе нет. Самое смешное, что реакция действительно последовала и оказалась пародией на идеальную. Президент Ингушетии с гордостью доложил Путину, что в республике "существенно подняли планку по кровной мести". Юнус-Бек Евкуров пояснил, что раньше ставка за кровную месть составляла 100 тысяч рублей, а сейчас, когда подняли до миллиона, "многие задумаются". "Лучше, конечно, уходить от всех этих традиций, переходить на современное урегулирование отношений. И вообще лучше не доводить до совершения правонарушений подобного рода", - ответил Путин.

Одни говорят, что в России слишком сильное государство, другие подмечают его слабость, одни упрекают власть в жесткости и даже жестокости, другие верно указывают на бесспорные проявления нерешительности и мягкотелости. Но никто не видит главного определения и основной аналогии. Ту же самую вещь мы упускаем, когда говорим об изменениях, произошедших за последние десятилетия в воспитании детей. Его можно назвать жестким, но так же точно – мягким. На самом деле перед нами феномен истеричных родителей, которые орут на детей, швыряют в них чем попало, а в следующий миг целуют и обещают подарки. Государственная власть у нас не мягкая и не жесткая, она истеричная.

Родители, так же как и государственная власть, являются арбитрами по отношению к "младшим", то есть следят за соблюдением правил. Не важно, жесткими будут эти правила или мягкими – важно, чтобы они последовательно соблюдались. Современные родители сами в значительной мере инфантильны, поэтому они не способны следовать своим же правилам и руководствуются текущей эмоцией (раздражен – ударю, умиротворен – поглажу по голове).

В результате у "воспитуемых" напрочь сбиваются представления о причинно-следственной связи между действиями и реакцией на них. Потом эти родители удивляются, почему, несмотря на все наказания, дети выросли непослушными, а несмотря на все подарки - неблагодарными? А специалисты знают: можно пять раз орать, выпучив глаза, а потом уступить – и все, послушания не будет. Можно пять раз подарить подарки, а потом врезать за то, что тебе помешали пить пиво у телевизора – и все, уважения не дождешься.

Последовательность очень трудозатратна, у инфантильного общества нет на нее сил. Поэтому такой тип "воспитания" мы встречаем сейчас повсеместно: в отношениях родители – дети; государство – граждане; работодатели – работники. Кому диктатура закона, а кому и "лучше, конечно, уходить от всех этих традиций". Для России же ситуация усугубляется тем, что ее власть исторически истерична. Дело не только в Путине, а в том, что ни одному из поколений граждан России не удается выучить правила игры – они всегда меняются. Да, мы можем увидеть в благодушной реакции Путина на "конференцию по кровной мести" заигрывание с ингушами и прочими горцами, но совсем недавно он же их бомбил, а за несколько лет до бомбежек режим вооружил их и снабдил деньгами, а незадолго до того – депортировал. Правила игры в России меняются даже чаще, чем правители, причем меняются не так, как в других странах, а кардинально. Нам бы стабильности. Лет на 200. Но мы сами не захотим, и тому есть причины, но о них как-нибудь в другой раз.