Глаза газели
На модерации
Отложенный
Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними.
Гораций
«Вот как все получается…» - слова из песни, которую исполнял Газманов...
Только спустя 45 лет начинаешь что-то понимать и четко оценивать события, казалось бы, ушедшие в «черную воронку времени» навсегда. То ли становишься сентиментальным, то ли мудрости прибавилось... не понятно.
Так вот, дело происходило, когда я служил в ГСВГ. Так уж получилось, что меня отобрал к себе личным водителем командир нашего дивизиона войск ПВО.
Принял я Газик или "Козла" если кто знает армейский жаргон, от "дембеля" вполне «на ходу», но уже "потрепанного" - служил мой ГАЗ-69 уже лет 15, не менее, и первым делом я начал его "лизать" и "доводить до ума". Это отдельная история, как-нибудь расскажу для заинтересовавшихся.
Короче, через неделю работало практически все что должно работать и ещё я в багажник поставил танковый аккумулятор "родной" совсем "сдох". Так после этого мой 'Козлик" мог двигаться на стартере даже без горючего. Но это так. к слову. короче жизнь наладилась и пошла по плану - сон, тревога, обед, тревога, 'личное время". Тревог было много - постоянно залетали из ФРГ цели для обнаружения наших РЛС, приходилось менять позиции довольно часто - хорошо, что на гусеницах, и есть в лесу заранее оборудованные позиции. В общем на боевом дежурстве так и живём в лесу.
А дичь там непуганая – зона, так просто не поохотишься. Но это немцам, а нам то что? И вот как-то в очередной раз, вызывает меня командир и говорит: "Утром в 5:00 едем на рекогонсценировку местности". Не дурак, сразу понимаю - надо взять ружья. Он с Союза из дома привез себе двустволку, а мне: «тулку» - «одностволку».
И вот за 10 минут до назначенного срока я стучу в передвижной КП где ночевал командир. Обычно он с утра брился, я заранее говорил наряду по кухне приготовить горячую воду, а тут он вышел и отмахнулся от тазика и полотенца, на лице у него была печаль. Меня "осенило" - я же сам вчера разговаривал на стоянке с водилой нашего соединения. Очень меня удивило еще как он по танковой колее сюда дополз на своем УАЗ-469. Просто он тяжелее "Козлика" и колея тоже чуть пошире. Мой то колесом в одну колею встанет, второй борт выше на полметра - колеса скребут то, что между гусениц у наших пусковых.
Вот так за ними и едешь, иногда колею меняю чтобы не надоело на одном боку лежать. А он то, бедненький, как? Колея у него поширше, движок помощнее, но и он почти в два раза тяжелее...
Ну вот, опять отвлекся, значит я думал «как» он проехал, а зачем - не додумал. Это же инспекционная вылазка по наши "души". А, следовательно, командир "грудью бросился на амбразуру" (у него для подробных ситуаций всегда 2-3 «ручных гранаты» в виде 0,75 л. коньяка было припасено).
Конечно лучшая горячая закуска - жаркое из зайца. В лесах где мы стояли этих зайцев было немало - стреляй, всех не перестреляешь. Сразу скажу на зайца командир брал 'мою" одностволку 16 калибра, его то двустволка 12; калибра была заряжена и «жаганом» на кабана, которых тоже было немало. Если попасть в зайца картечью, то от него куски мяса бы остались.
Сама охота на зайца - ночная. Медленно еду по лесной дороге или тропинке, фары выключены, только подфарники еле светят. Дорожку не видно дальше 5-6 метров, дальше - ночь и темнота. Переднее (лобовое) стекло поднято в горизонтальное положение (очень удобно - положил стволы практически на капот, прямо как бронетранспортер, и стреляй с ходу в то, что видишь впереди, у джипа лобовое стекло можно было "положить на капот*, но у "Козлика" удобнее, тем более, когда идет дождь.
Особенно надо быть внимательным, когда выезжаешь из леса с тропинки на поляну или лужайку - это и есть "заячье место". Сразу включаю фароискатель (он слева, рядом с зеркалом "заднего вида" установлен на шарнире и дает луч света как прожектор ПВО). В этой "асбестовой ночи прорезает черный мрак только вот этот луч, вокруг такая чернота, что только тот, кто ночью под одеялом пытался открыть глаза и посмотреть, может это осознать.
А зайцы как раз хорошо видят в этом пещерном мраке, при этом у них глаза (глазное дно) отсвечивает ярко красным отражая луч фароискателя. И вот тут надо в темноте заметить эти красные глазки, сразу навести луч и вот тут заяц замирает и, как правило, встаёт как «столбик». Пытается понять – что так вдруг стало светло. «деревенеет».
Цель как «на ладони», главное тормознуть, не теряя «косого» из луча фароискателя и дать прицелится командиру.
Ну а дальше – это уж от меткости стрелка зависит. Второй выстрел заяц ждать не будет – промах и сразу прыжок в сторону метра на 3-4. Обидно, но ничего не поделаешь, до зорьки можно ещё кого-нибудь попробовать подстрелить, а может и кабана.
Но в этот раз точно собирались не на зайца, не на кабана. И я понял – охота будет на косулю. Сам я не разу не охотился, только слышал рассказы командира как сложно их в лесу увидеть и подстрелить.
За командиром вышли двое "штабистов" в звании выше нашего командира. Это всегда так - кто-то стреляет, а кто-то руководит стрельбой. И нечего здесь долго думать, это надо принять как должное. В общем вся эта гоп-компания расположилась в "Козленке" и поехали. Как я сразу понял - охоты не жди, это просто утренняя прогулка. Однако, как положено, поднял «лобовое» стекло и подготовил винтовки, изготовившись к стрельбе.
Утро было туманное, седая мгла 'съедала" очертания деревьев и кустов, в общем ничего не видно дальше 10+15 метров. Прямо самое время для охоты. Единственное что плохо - в этом "молоке" тропинку совершенно не видно. Так, общие очертания.
"Охотники" на заднем сидении выпив с похмелья еще коньячка под тихий шумок мотора уже прикорнули, да и командир не особо вглядывался в туман, как вдруг туман рассеялся, мы «урча» мотором движемся в лощине и я вижу наверху стоит косуля и прислушивается - что там такое «урчит».
Конечно глаз я ее не вижу - далеко, но поза выдает смесь страха и готовности "пружиной" выпрыгнуть и ускакать, прямо как зайцы.
Остановился, немая сцена, "гляделки" друг на друга, тут командир открыл глаза, видимо сообразил что стоим, и, проследив за моим взглядом, увидел эту стройную козочку. Он взвел два курка разом и в тишине два негромких щелчка насторожили косую, она слегка присела, передние ноги напружинив.
Раздались два выстрела, среди утренней тишины как будто пушки дуплетом выстрелили, двое на заднем сидении аж подскочили от внезапного пробуждения...
Командир промахнулся, что неудивительно после "загульной ночи" и еще эти "охотники", вмиг протрезвев, сзади подсказывают: "Стреляй!". А ему надо перезарядить ружьё (кстати, я ему заряжал для стрельбы по кабану один ствол картечь 6-ть миллиметров и второй – 9).
Дальше произошло что-то невероятнее. Косуля вместо того чтобы быстрым прыжком скрыться за горизонтом - мы то смотрели снизу вверх и ей достаточно было просто два шага отступить и все. Но она только еще больше присела на задние ноги и застыла как мишень в тире.
У меня заряжена крупная дробь (номер дроби на зайца «единичка» или «нулевка») - больше ничего не было, и я, в пылу азарта, стреляю.
Я то не пил и промахнуться с 20-30 метров просто смешно, однако я стрелял навскидку из неудобного положения, целился в голову, а попал в передние ноги, вся дробь их окровавила.
Косуля от неожиданной боли и множества ранений, пусть небольших, повалилась на бок.
Я выскочил из "Газика" вместе с ружьем, командир - за мной, и мы вверх по склону просто "взлетели" в несколько прыжков.
И тут я увидел глаза газели - в них было столько боли и они слезились. Взгляд был жалобно-испуганный и она не понимала, что же с ней произошло.
Я осознал - ружье то не заряжено, а газель уже пытается подняться, но ей очень больно. В моей голове все смешалось. Одновременно и азарт охотника, и жалось к газели, которая смотрела широко открытыми глазами, и в них можно было прочесть боль ребенка, сильно порезавшего палец и не понимающего, что же это произошло, откуда столько крови и почему так больно.
Перехватил я ружье за дуло и прикладом ударил косулю по голове со всего размаха. Цевьё (верхняя часть ружейного ложа, на которой укрепляется ствол с механизмом) сломалось, а косуля закрыла глаза...
Косулю привезли к нам на позицию и отдали поварам. Все были довольны такой добавкой к рациону – это вам не тушёнка, только я больше не разу не охотился, вспоминал глаза косули, её взгляд и не мог стрелять.
Кстати, командир меня, конечно, за сломанное цевьё не похвалил, но и не отругал – сам понимал, что такое азарт охотника.
Комментарии
Вообще, человек, по определению, фактом своего существования поставлен в тиски этой дилеммы... как религия говорит: в человеке есть два начала: Божественное (в данном случае к нему относится сострадание) и животное (охотничий азарт и прочее)
А написано хорошо. поздравляю с успехом. Пишите!
Спасибо за отзыв.
Вам замечательно удалось передать в рассказе не только события, но и чувства, и переживания.
С праздником Вас, всех благ!
Кстати, приглашаю в сообщество "Мемуары" и не только стать членом, но и опубликовать кое-что из Ваших воспоминаний.
Тем более что даже у девушки в 18-ть лет уже "за плечами" просто "куча" воспоминаний :-)
А по поводу охотничьих трофеев Вы тоже хорошо отметили - когда они в виде тушек, то никаких эмоций, только предвкушение вкусного жаркого.
Вспомнила ещё случай. Приблизительно в 68 или 69 году один человек привёл дворняжку и попросил папу застрелить. Он не смог. Увидел глаза, взгляд полный доверия и не выстрелил. Мы назвали собаку Валет. Он у нас прожил много лет. Погиб. Машина сбила.
В чём отличие - никогда не обижаются на хозяина, даже если тот их пнёт ногой ни за что.
Вот у меня собака - овчарка - прожила более 15 лет, умерла от старости на руках.
Теперь не могу другую собаку завести... не могу забыть как она мучилась и тихо скулила чтобы меня не разбудить.
Как и Вы приятели и знакомые предлагали завести щенка, но...
Вот она настоящая любовь, преданность и верность! Это было взаимно!
Вот и Вы так же иногда становитесь маленькой девочкой и вспоминаете "приблизительно 68 или 69 год".