Как украсть беду. Интерпол составил список самых глупых краж в истории человечества
На модерации
Отложенный
Хищение крупной партии драгоценных камней из музея в Свердловской области эксперты называют «акцией самоубийц». Среди украденных экспонатов — самородок, который местные жители называют «Слезой нечистого». Ничего хорошего вору он не принесёт, и преступнику лучше явиться с повинной. Старые поверья, где бы они ни зарождались, не лгут.
Один из героев культового советского фильма «Визит к Минотавру», характеризуя следователю обстоятельства кражи скрипки работы Страдивари, сказал сакраментальную фразу: «Такие вещи крадут не для того, чтобы попадаться». Дескать, злодей не понесёт шедевр на блошиный рынок, а значит, скрипка нужна конкретно взятому коллекционеру. Но в ленте, основанной на реальных событиях, не повезло ни злодею, ни его подельникам, ни тем более заказчику — коллекционеру.
По всей видимости, организатор похищения забыл о том проклятье, которое на потенциальных воров наложил Мастер. Практически все люди, так или иначе причастные к похищениям пяти скрипок Антонио Страдивари, умерли не своей смертью. «Сегодня украсть Страдивари или заказать такую кражу может только глупец, — сказал в интервью влиятельной итальянской газете миланский меценат Примо Фальконе. — Проклятье действует».
Заказчика хищения крупнейшей в новейшей истории России партии драгоценностей под Екатеринбургом Фальконе наверняка не знает. Но точно назвал бы его глупцом. Всё дело в том, что неизвестный умудрился украсть из музея унитарного геолого-промышленного предприятия «Центрально-Уральское» в селе Новоалексеевском аметисты, топазы, изумруды и аквамарины на общую сумму в десятки миллионов рублей. Коллекция собиралась более семидесяти лет ведущими геологами Советского Союза.
Помимо прочего, вор украл самородок, именуемый в народе «Слезами нечистого» — камень, по легенде отобранный пьяным браконьером у местного шамана. Поговаривают, что шаман проклял и камень, и браконьера, за что и был убит последним выстрелом в глаз. Так это или нет, сейчас проверить сложно, но факт остаётся фактом: за всю свою историю топаз был похищен не менее пятнадцати раз. В двенадцати случаях похитители погибли при самых удивительных обстоятельствах. По некоторым данным, один из преступников выколол себе правый глаз, после чего повесился на собственных помочах, второй попал под машину, ударившую его передней правой фарой.
Можно не верить легендам, но странные совпадения не могут не шокировать: испанский коллекционер, по заказу которого когда-то украли камень, в состоянии наркотического опьянения попытался перелезть через ограду собственного дома. В итоге тяжелейшая травма правого глаза. Заказчик остался инвалидом.
Вот и с происшествием в Новоалексеевском слишком много мистики.
Якобы хищения в «Центрально-Уральском» регистрировались и в прошлом, а все истории с проклятыми камнями на руку лишь представителям правоохранительных органов — в назидание злоумышленникам. Вполне вероятно, в этом есть доля истины. Украденный на Урале самородок действительно не числится в документах как «заговорённый». Более того, его рассматривают исключительно в качестве части общей коллекции, временно утерянной государством.
«Я хотел бы посмотреть на коллекционера, рискнувшего воспользоваться фондами Новоалексеевского музея, — говорит киевский историк и геолог Вячеслав Грищенко.
— Даже если отбросить всевозможные суеверия, нужно отметить, что уникальность коллекции не позволит ворам продавать их по частям: в данном случае заказ был сделан неким любителем драгоценных и полудрагоценных камней. Кроме того, с точки зрения профессионала, подобный заказ является по меньшей мере странным поступком, поскольку обладающий этим набором явно не сможет похвастаться им даже перед собственными друзьями. А восхищаться в одиночку своей добычей коллекционер не будет ни при каких условиях. Если, конечно, он не дилетант».
Как показывает практика правоохранителей, среди людей, называющих себя настоящими собирателями ценностей, дилетантов предостаточно. Притом дилетантов, плохо разбирающихся не столько в самих ценностях, сколько в их истории.
Так, в начале 2002 года в этнографическом музее Асунсьона (Парагвай) двое молодых людей похитили священную статую инков — изваяние полубожества Анта. Один из воров оказался искренним поклонником индейской цивилизации, но либо совершенно не разбирался в деталях их создания, либо вовремя не пожелал поинтересоваться мифологией инков. Изваяние Анта приносит своему владельцу «тысячу несчастий» — индейцы полагали, что золотая статуя должна принадлежать всем одновременно и никому в частности. Попытки украсть национальное парагвайское сокровище неизменно завершались полнейшим фиаско. Только один из двадцати преступников, когда-либо кравших его, умер своей смертью. Всех остальных настигла мучительная погибель — от смерти в пасти крокодилов до гильотины.
Но последние воры Анта в итоге предпочли другой выход. 25-летний Игнасио Мендес-Рива сдался полиции со словами: «Возвращаю вам фигурку, упрячьте меня за решётку понадёжнее». В ходе предварительного расследования выяснилось, что, как только Мендес-Рива со своим другом похитили статую, у обоих начались серьёзные проблемы. Игнасио лишился солидной юридической практики (в Латинской Америке адвокатская практика считается самой престижной профессией), местные наркобароны обложили его еженедельной данью, а его дом в элитном районе Асунсьона был сожжён. Как заявили правоохранители, второму вору не повезло ещё больше: управляя дешёвым мопедом, он попал в аварию и лишился мужского достоинства. Никакой другой его жизненно важный орган не пострадал.
В 2008 году любитель старины из Чили совершил поистине роковую ошибку: украл из галереи в Сантьяго проклятое стекло — часть очков одного из первых европейских поселенцев в регионе. Любитель не обратил внимания на то, что экспонат назывался «Чёрной жемчужиной» и три его похитителя (больше претендентов на похищение не было) покончили жизнь самоубийством. Сейчас правоохранители предлагают вору покаяться и не играть в азартные игры с судьбой.
«Чёрную жемчужину» адекватный коллекционер не возьмёт, даже если ему будут за неё предлагать деньги, — подчёркивает эксперт Вячеслав Грищенко. — Она принадлежит всем, как, например, Луна. Но если сегодня на Луне уже продаются участки, то части земной цивилизации, завещанные потомкам, никогда не должны становиться добычей одного человека. То же самое касается лиц, причастных к хищению камней на Урале. Можно сказать, что воры украли свою беду».
Комментарии