Коммунистический финиш династии Цин

На модерации Отложенный

Как последний китайский император стал соратником Сталина и Мао Дзедуна

50 лет назад, 9 июля 1960 года, произошло одно из самых удивительных событий в советско-китайских отношениях. В этот день в Народный политический консультативный совет (НПКС) Китая был избран последний император Поднебесной Пу И, побывавший перед этим в советском плену, где прошёл соответствующее перевоспитание. Нужно заметить, что НПКС и тогда, и сегодня — очень авторитетный совещательный орган при руководстве КНР, в который входят как представители КПК, так и лица, не имеющие коммунистического партийного членства, а относящиеся к восьми «партиям-саттелитам» КПК, общественным организациям, деловым кругам Гонконга, Макао, Тайваня и китайских диаспор за рубежом, видные общественные деятели. Достаточно сказать, что длительное время председателем НПКС был сам Мао Цзэдун.

О коммунистической странице в биографии последнего китайского императора мне в своё время рассказал бывший помощник военного атташе при посольстве СССР в Китае подполковник в отставке Виктор Малышкин. Честно говоря, поначалу я принял его рассказ за одну из многочисленных легенд, окружающих советско-китайские отношения. Но недавно

ознакомился с хранящейся в Центральном архиве ФСБ «особой папкой» с материалами, относящимися к пребыванию в советских лагерях китайского императора Пу И. Рассекреченные документы, находящиеся в ней, открывают малоизвестные страницы последнего периода второй мировой войны.

Арест правителя Маньчжоу Го

Когда в августе 1945 года советские войска совместно с частями 8 и 4 китайских армий преодолели оборонительную систему Квантунской армии и начали стремительное наступление, японцы попытались вывезти из Маньчжурии императора Пу И. Подразделение наших десантников высадилось в аэропорту города Шеньян, захватило самолет с высокопоставленным беглецом и отправило его сначала в Читу, а позже - в хабаровский спецлагерь. Пу И, хотя он и был пленником, оказывались особые знаки уважения. Советским представителям было известно, что он не заурядный правитель Маньчжурии, а последний в истории Китая император династии Цин, правившей более двух с половиной веков. В начале 30-х Пу И революционными массами был сброшен с китайского трона, но в 1934-м снова возведен японцами на престол в Маньчжоу Го.

Судя по всему, бывший император в плену страшно боялся, что его передадут маоцзедуновскому Китаю, поэтому решил предложить свое сотрудничество Сталину.

   Из писем Пу И на имя Сталина:

 22 ноября 1945 г.

 «В течение более десяти лет я находился под тяжелым гнетом и строгим контролем японцев, в силу чего не имел никакой возможности получить научные знания. Я выражаю горячее желание изучить социализм в Советском Союзе и другие науки».

  21 декабря 1945 г.

 «Очутившись у власти, впоследствии переименованной в императорскую, я неоднократно пытался вести политическую борьбу с японцами, однако мои усилия оказались тщетными. Японцы стали в еще большей степени проявлять разнузданность и зверства…

 Подводя итоги прошлому, должен отметить, что я не смог сбросить с себя японский гнет и это является для меня позорным пятном».

 21 апреля 1946 г.

 «Моя жизнь полностью дарована мне Советским Союзом. В силу этой причины я решил во что бы то ни стало поселиться в пределах Советского государства и посвятить себя изучению последних достижений науки».

Главный обвинитель на Токийском процессе

У Сталина были свои виды на китайского императора - подготовить его к выступлению на заседаниях Международного трибунала в Токио в качестве главного обвинителя японского империализма.

В этом направлении органы и поработали с ним.

 Из донесения министра внутренних дел СССР С.Круглова И.Сталину

27 августа 1946 г.

 «В соответствии с указаниями Правительства был подготовлен для выступления на Токийском процессе в качестве свидетеля обвинения интернированный бывший император Маньчжоу Го Пу И. На предварительном следствии в Хабаровске он показал, что Япония своим вторжением в Маньчжурию преследовала цель политического, экономического и религиозного порабощения Маньчжурии и подготовки плацдарма военного нападения на СССР...»

6 сентября 1946 года Пу И возвратили в Хабаровск, а Токийский процесс продолжался еще более двух лет. Японские военные преступники, в том числе и благодаря свидетельствам бывшего императора, были наказаны. Семеро приговорены к повешению.

Сокровища императора

Пу И после завершения суда с еще большей активностью включился в борьбу за то, чтобы его оставили в СССР. Как позже признавался он в своих воспоминаниях, здесь была и подспудная цель. Поскольку СССР являлся союзником США в войне, то бывший император втайне надеялся в дальнейшем перебраться отсюда в Соединенные Штаты. И не с пустыми руками.

Оказывается, готовясь к побегу в Японию в 1945 году, Пу И спрятал под вторым дном чемодана совсем небольшую, однако достаточно ценную часть сокровищ императорской династии. В августе 1945 года, когда Пу И был арестован в Шеньянском аэропорту, судя по всему, никто его чемодан не досматривал, вероятно, по дипломатическим соображениям.

После Токийского процесса Пу И обратился к Сталину с таким заявлением:

 «С чувством глубочайшей и величайшей искренности я позволяю себе просить Правительство СССР принять от меня драгоценности с тем, чтобы использовать их в послевоенном фонде восстановления и развития народного хозяйства СССР».

Но Сталина, как известно, больше интересовали политические ценности.

14 июля 1950 года правительство СССР подписало постановление о передаче китайским властям бывшего императора Пу И. «Наследник престола» в отчаянии пытался покончить жизнь самоубийством, но был изолирован в вагоне конвоя и 3 августа на станции Пограничная передан представителям китайских спецслужб.

Из справки начальника 2-го отдела ОУ ГУПВИ МВД СССР подполковника Клыкова:

«...Считаю целесообразным в информации в инстанции указать, что Пу И, члены его свиты, министры, генералы и бывшие чиновники правительства Маньчжоу Го - всего 58 человек - переданы представителю правительства КНР вместе с принадлежащими Пу И и его свите личными ценностями».

Амнистия и новая карьера

Бывший император зря опасался за свою жизнь. Мао Дзедун на примере Пу И решил продемонстрировать всему миру силу своих идей. Великий кормчий продолжил перевоспитание бывшего императора, начатое в советских лагерях. Правда, более мягкими средствами.

В тюрьме, затем в поселении у бывшего императора был достаточно льготный режим: Пу И читал книги, газеты, слушал радио, смотрел кинофильмы, занимался спортом, принимал иностранных гостей, ездил на экскурсии на предприятия и в сельхозкоммуны. Главным в деле перевоспитания было изучение трудов Мао Цзэдуна, систематическое прослушивание лекций и политбесед. Не менее важным моментом являлись периодические выступления Пу И в прессе с осуждением своего «проклятого» прошлого. В 1959 году Пу И был амнистирован, поселился в Пекине. В 1960 году он оказался в числе депутатов Всекитайского народно-политического консультативного совета.

В октябре 1967 года последний император династии Цин тихо скончался в пекинской больнице.