Русские Татарстана пожаловались президенту

На модерации Отложенный

Как выясняется, русские, оказавшиеся после распада СССР самым крупным разделенным народом в мире, испытывают национально-культурную дискриминацию не только в бывших советских республиках, но и непосредственно на территории России. В первую очередь это касается их проживания в «чужих» «национальных квартирах», коими являются многочисленные национальные республики РФ.

Как сообщает ИА Регнум, казанское Общество русской культуры обратилось с открытым письмом к президенту РТ Рустаму Минниханову, в котором указало на факты в деятельности Министерства образования и науки РТ, которые «противоречат общефедеральной политике, направленной на консолидацию общества».

Особенную озабоченность русских, проживающих в республике, вызывает удручающая ситуация, сложившаяся вокруг русского национального образования и русского языка в школах Татарстана. Авторы обращения напомнили, что поднимали этот вопрос еще в 2002 году на встрече с тогдашним президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым. Однако, несмотря на то, что за прошедшее время высшее республиканское руководство поменялось, проблемы русских как были, так и остались без изменения.

«Вынуждены констатировать, – пишут подписанты, – что вынесенный на обсуждение в Госсовет РТ проект комплексной государственной целевой программы «Стратегия развития образования в Республике Татарстан на 2010–2015 годы» нарушает все ранее принятые договоренности и сводит на нет взвешенную национальную политику руководства республики в самой уязвимой сфере – сфере образования. Проект вообще не подразумевает наличия русских как нации в республике, отказывая им как в сети образовательных учреждений, так и в организации отдельных классов с русским этнокультурным компонентом и углубленным изучением русского языка».

А то, что такие классы необходимы, доказывают прошлогодние результаты ЕГЭ среди выпускников школ Татарстана, которые продемонстрировали их более низкую успеваемость по сравнению с ребятами из других российских регионов (школьники Татарстана получили по русскому языку в 2,3 раза больше двоек, чем в среднем по России). Естественно, что «неуды» по русскому языку означают для многих детей закрытие дороги в вузы, где результаты по русскому языку обязательно учитываются при поступлении.

По словам участников обращения, «у Министерства образования и науки РТ имеется достаточно инструментов для исправления ситуации. Одним из них могла бы стать государственная целевая программа развития образования в РТ на 2010–2015 гг., на разработку которой были отпущены немалые средства из бюджета республики (8 млн руб.)». Однако, продолжают они, «акценты программы направлены в сторону, прямо противоположную результатам опросов родителей и учителей, помещенных в этой же программе. Считаем, что Министерство образования РТ, подготовив такой проект программы, идет на поводу у татарских националистов, делая это вопреки общефедеральной политике, направленной на консолидацию общества».

Ситуацию с соблюдением национально-культурных прав русских в Татарстане комментирует политолог Андрей Савельев:

– Тот факт, что русский язык дискриминируется в большинстве национальных республик, ни для кого не секрет.

Это пошло еще с момента их образования. Русские здесь ущемлены больше, чем в других территориальных образованиях РФ. Хотя и на территории областей и краев с большинством русского населения ситуация ненамного лучше.

Русская культура, если брать в среднем по стране, находится в полном загоне, особенно в системе школьного образования. В свое время здесь была разрушена методическая часть, так что сегодня каждая республика может писать свои собственные образовательные планы и концепции, чем Татарстан и пользуется. Если даже на территории Москвы есть всего несколько школ «с русским культурным компонентом» (хотя в реальности ничего подобного там нет – обычные школы), то на территории Татарстана такие школы не могут появиться в принципе, поскольку руководство этой республики в течение многих лет было ориентировано на то, чтобы превратить Татарстан в государство в государстве. Причем в государство только для татар. А русские на этой территории должны были превратиться либо в людей второго сорта, либо в неких «культурных метисов», которые должны постепенно превращаться в татар.

По сути дела, речь идет о политике ассимиляции русского большинства в т. ч. и через систему образования. То, что русским детям отказывают в праве наряду с родным изучать какой-нибудь европейский язык, а вместо этого заставляют учить местный язык, я считаю, является нарушением прав гражданина и человека, а также нарушением Конституции. Человек должен сам выбирать, какой язык он будет изучать наряду с родным. Если татары хотят изучать татарский язык, а русский – нет, то это – их проблемы. Но если русским мешают изучать русский язык или европейские языки, это создает проблемы для подрастающего поколения, которое будет неконкурентоспособным на рынке труда.

К сожалению, государственная власть усилиями нынешних правящих элит уничтожила все русские организации, которые могли бы заниматься защитой культурных прав русских. Государство отделилось от интересов русских. Поэтому общественные организации, которые занимаются защитой их прав, полностью игнорируются.

Например, на съезде русских общин никогда не было ни одного чиновника – ни мэра Москвы, ни министра по делам национальностей, не говоря уже о премьере и президенте. То же касается правозащитных структур. Правозащитные еврейские организации – пожалуйста, им выделяются гранты, причем не только из-за рубежа. А такие же русские организации, наоборот, подвергаются репрессиям или просто игнорируются.

Национальные республики отданы на откуп национальным элитам (вне зависимости от того, какова здесь численность титульных наций). Получается, что свои национальные квартиры имеют многие, но не русские. Там, где были в советское время выделены автономные территории, там и продолжаются строительство и подбор национальных кадров. Так было и при советской власти, в результате чего развалился СССР. Сейчас проводится абсолютно идентичная национальная политика, поэтому опасность раскола по-прежнему остается.