Часть 3. По слогам...

На модерации Отложенный

В продолжение Часть 1. и Часть 2.

(В соавторстве с Георгий Стенкин)

Взять, к примеру, музыку. Мы употребляем её – по-всякому. Слушая на кухне любимую радиостанцию, убивая скуку – модными хитами или ностальгическим шансоном, в автомобиле – по мере движения, стояния в потоках себе подобных, любуясь оригинальным номером в телевизоре, под аккомпанемент, сливаясь с видеоклипом, вторя концерту к очередному празднику, сидя в камерном зале филармонии…

Музыка – окружает нас везде. В ритме города, в перестукивании колёс поезда, в пении птиц, в мурлыкании кошки и любимой жены.

Но…

«Нам песня, строить и жить помогает» Беря гитару, включая караоке, подпевая фанатику айрон-би.

И когда мы читаем книжку! Те – кто читают, естественно.

Они тоже слышат музыку!

Музыку переживаний главных действующих лиц: «Ах, ох, Вау»

Музыку погони и «закручивания» сюжета. (Услышали?)

Музыку хеппи-энда и трагической развязки. (Ну, правда же?)

Иногда – это собственные фантазии, навеянные классическими стереотипами и въевшимися в мозг штампами. Иногда – это «привязавшаяся» по пути домой, мелодия. Иногда – просто стук своего сердца.

И тем не менее…

Так почему, всего этого - такого важного «куска» нашей повседневной жизни, такого «пласта» художественного восприятия реальности (ощущаемой, воображаемой, изучаемой), нет в наших книжках?

А как ты засунешь в бумагу звуки?

Кассету прослушивать? Самому играть по приведённым нотам? Бред. Синхронности – не будет.

А вот если бы…

Если бы из книжки лились прекрасные звуки, формировали бы настроение, создавали бы соответствующий фон, придавали ритм, включали бы своевременные звуковые эффекты, оттенки тембра – так нужные и непонятные иногда, намёки и интонации – в реальном воспроизведении…

Ух!!!

Вот это было бы удовольствие от чтения! И понимание! И эффект! И польза – в конце концов.

А картинки?

Краски осени, мерцание звёзд, таинственность заката и проч. и проч.

Бедный Залман Кинг, будучи сценаристом 9-ти с половиной недель, был вынужден 112 раз показывать ноги, чтобы сказать – иду, ухожу, уходи…

Жалко киношников.

Эти мизерные иллюстрации в книжках! Ну что они могут добавить к тексту? Только облегчить ленивым понимание фабулы? И только?

Где – изменения в ауре у убитого горем человека? Где – фейерверк при встрече влюблённых? Где – фонтаны крови в триллерах?

В голове, в воображении, в фантазиях. Увы! Каждый воображает только лишь на фоне своего личного опыта, в меру, так сказать – собственного развития. Поэтому – явно недобирает, из того, что пытается сказать автор.

Исследования образности, которую закладывает в своё произведения автор и образности, которую воспроизводит читатель, показали гигантские пропасти в их сравнении. Недобирают! Недодаём!

А почему?

Потому что словесное творчество пытается восполнить своими средствами возникающие пробелы в воображаемом. Иносказательностью, витиеватостью, лиризмом, юмором…

Прекрасно! Но…

Понимают ли? Чувствуют ли? Видят ли?

Вряд ли. Столько всего уже написано! Если бы всё понимали, если бы всё видели, то вряд ли смогли бы читать современную «жвачку», розово-наивную лирику и экстремально тупую фантастику. Читали бы «настоящую» литературу. О которой спорят «интеллектуалы» и сами авторы, устраивая междусобойчики

Недобирают! Недодаём!…