Садок для офисного планктона
На модерации
Отложенный
Заммэра Москвы предлагает открывать детские сады прямо в бизнес-центрах
Решить проблему нехватки детсадов в столицы собираются весьма оригинальным образом. Вместо постройки новых и возврата старых зданий, захваченных коммерческими или бюрократическими структурами, соцнагрузку повесят на бизнес-центры. Об этом заявила «Интерфаксу» первый заместитель мэра в правительстве Москвы Людмила Швецова.
«Мы прорабатываем вопрос создания детских садов по месту работы. Например, в многоэтажном административном здании можно открыть детский сад для работающих в нем сотрудников», — предлагает она. По словам Швецовой, при дефиците мест в традиционных детских садах такая форма дошкольного учреждения будет особенно востребованной. Ожидается, что средства на содержание детей в офисных детсадах будут выделены из городского бюджета.
«Если рядом с этим зданием находится парк, то в нем можно оборудовать площадки для прогулок детей», — планирует первый заммэра. Кроме того, по ее словам, прорабатывается возможность воссоздания загородных детских яслей с пятидневным пребыванием детей.
Подобные проекты совмещения работы с уходом за детьми в России не приняты. Известно только об одном подобном проекте — его до кризиса разрабатывала компания «IKEA». Журнал «Собеседник» в 2006 году сообщал следующее:
«Самым большим и претендующим на роль флагмана среди них будет бизнес-парк в подмосковных Химках, который в мае этого года начала строить компания IKEA. Весь бизнес-парк будет включать в себя 6 офисных зданий площадью более 100 тыс. кв. м, а также две гостиницы, детский сад для детей сотрудников компании и конференц-центр. Забота о детях – отличительная особенность западных девелоперов».
Что стало с этим проектом после начала кризиса, неизвестно. В компании IKEA «СП» сообщили, что от идеи детского сада они отказались. «В настоящее время среди арендаторов бизнес-парка Химки отсутствует спрос на подобного рода услугу, в связи с этим на данный момент мы не планируем строительство детского сада на территории офисного центра», — пояснили в пресс-службе IKEA.
Проблема нехватки детских садов есть не только в Москве, но и в других регионах. Строить новые — дорого, а старые, построенные в советское время под куда большее, чем сейчас, число детей, захвачены различными структурами. Некоторые здания достались частникам, но немало бывших детских садов занимает разросшийся бюрократический и силовой аппарат.
«Свободная пресса» на днях уже писала об этой проблеме на примере Красноярска. Местные жительницы требуют от чиновников возврата помещений.
«Новые садики строят медленно и мало, а старые, опустевшие в 90-е, заняты офисами, судами, управлениями МВД, ФСКН и ФСБ. Доходит до того, что на детском саде, занятом теперь районным управлением ФСБ, так и осталась надпись «Колокольчик».
Чекисты до сих пор сидят в помещениях, разрисованных для детей: стены там украшены цветами и персонажами советских мультиков. Родители детей ходят на пикеты, осаждают кабинеты чиновников и составляют списки помещений, которые когда-то были детскими садами».
И это не единичный случай. Скажем, в Самаре в одном детском саду расположилась Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков, в другом – районный суд, в третьем сидят приставы. Одно здание присвоила себе Федеральная миграционная служба — там выдают загранпаспорта. Местный центр по борьбе с экстремизмом, бывший УБОП, также расположился в детсаде: двор окружили бетонным забором, у ворот поставили БМП — ни цветочков на стенах, ни персонажей советских мультиков борцы с преступностью себе не оставили.
Переооборудовать здания, изначально не предназначенные для детей, будет либо очень сложно, либо вовсе невозможно — считает Юрий Тараненко, директор компании «МИЭЛЬ-Коммерческая недвижимость». Это дело потребует немалых вложений, да и соблюсти все строгие нормативы будет непросто.
— Там запланированы совершенно другие функции, а, во вторых, там совершенно другие санитарно-эпидемиологические требования, касательно удаления от дорог, от промзон, и так далее. Практически все существующие детские сады находятся в жилых массивах и на некотором удалении от потенциально опасных производств, объектов, от рабочих мест.
«СП»: — То есть большая часть московских бизнес-центров, наоборот, в промзонах?
— В Москве административные здания строились либо в центре города, либо, действительно, ближе к промышленным районам, на месте бывших предприятий. Есть бизнес-центры и в жилых массивах, другое дело, что изначально в них конструктивно ничего подобного не закладывалось. Когда эти проекты проходили согласования, это делалось без учета такой функции, и в существующих бизнес-центрах открытие детских садов очень проблемно, а порой и вовсе невозможно.
«СП»: — Это капитальная переделка?
— Это пересмотр всей концепции. Потому что, действительно, надо делать площадку для прогулок, а ее просто нет. Надо будет выдержать все санитарные нормы, с точки зрения посадки, расположения здания.
Например, детская площадка не приемлет соседство с парковкой, которых в бизнес-центрах и так дефицит. Их надо разводить полностью. Если с левого фасада будет «зеленая зона», где могут отдыхать дети, то парковка, соответственно, должна быть у противоположного фасада на удалении не менее 200-300 метров.
«СП»: — Но если мэрия решит, то она сможет настоять на своем решении. Частично, насколько известно, затраты будет покрывать бюджет. А во сколько это может обойтись владельцам бизнес-центров?
— Оборудование кухни, санузлов, мебели — это 600-800 долларов за квадратный метр такого детского сада. Это кроме оборудования детской площадки.
Нужная инженерия — это не такая большая проблема. Есть требования по шуму, достаточно жесткие. Наши законы достаточно хорошо защищают детей, их отдых, их жизнь, и в административных зданиях в пределах города создать такие условия практически невозможно.
До кризиса была некая тенденция децентрализации офисных центров и их строительства за городом. Возможно, там такая функция возможна. Но не в Москве. Идея достаточно красивая, но, на мой взгляд, полностью утопичная — как и все красивые идеи.
Детский психолог Юлия Игнатенко, напротив, считает, что у этой инициативы больше плюсов, чем минусов. Эта идея в определенном смысле даже выгодна работодателям, заинтересованным в стабильности коллектива, и свой детский сад может стать неплохим конкурентным преимуществом на рынке труда.
— Это хорошо для родителей, потому что Москва — транспортно тяжелый город, отвозить ребенка в сад в один конец города, а потом ехать на работу в другой — это очень сложно. С точки зрения удобства сотрудников это неплохо.
С точки зрения самого работодателя — это нехорошо. Потому что мама, у которой маленький ребенок, и она привезла его с собой на работу, и он находится за два коридора от нее, она постоянно будет бегать к нему, а не заниматься своими обязанностями.
«СП»: — Обычно же сады располагаются по месту жительства, а тут, получается, что человек, скажем, из Митина полтора часа добирается до работы, и везет с собой ребенка. А вечером полтора часа обратно. Раньше ребенок шел 10 минут до садика, а тут он каждый день терпит такое путешествие, которое и взрослый-то не каждый выдержит.
— Родители, которые будут пользоваться такими услугами, у них уже есть проблема получить садик по месту жительства. А потом — не надо забывать, что детсад работает до какого-то определенного часа. Рабочий график офиса до 6 или до 7 вечера, и довольно часто приходится задерживаться. А потом полтора часа до детского сада — и ребенок нервничает, и воспитатели издергаются, потому что им домой хочется, и так далее.
«СП»: — Где-то в других странах такие детские сады существуют?
— Насколько я знаю, такого нет. В международной практике женщины, у которых маленькие дети, получают укороченный график работы, либо пользуются беби-ситтерами. Там совершенно нормально нанять студентку или старшую школьницу, чтобы она вечером забрала ребенка из сада, и посидела с ним часа три.
«СП»: — А почему у нас это не пользуется популярностью?
— У нас вообще институт беби-ситтерства очень малоразвит, и в этом основная проблема.
«СП»: — Где ребенку будет комфортнее — в саду, с беби-ситтером или в таком гипотетическом «детском уголке», где ребенок недалеко от работающего родителя?
— Всегда очень по-разному. Лучше всего — постоянный детский сад, куда ребенок ходит регулярно. И неважно, он рядом с мамой или нет. Это место, где есть постоянные воспитатели, и группа сама по себе по составу не сильно меняется, почти всегда одна и та же.
Дети очень тревожны, когда вокруг них происходят какие-то перемены. Их это отвлекает, нагружает мозг дополнительной информацией. Спокойнее всего ребенок чувствует себя в знакомой обстановке, скажем, у бабушки дома, или в детсаду, куда он ходит постоянно.
Эти эмоции не обязательно будут отрицательные, их просто будет очень много. Тут лучшее слово «взбудоражен», «ошарашен». Будет много новой информации: новые дети, новые лица, новые отношения. Кто-то дружит с новой девочкой, это очень обидно, и так далее.
«СП»: — А в бизнес-центрах такие перемены будут зависеть от текучки кадров: новый сотрудник — новый ребенок.
— Зато такая мера может стабилизировать коллектив и сократить текучесть кадров. Для работающих женщин — это очень удобно, совместить ребенка с работой. Но при этом — отвлекало бы от работы.
Комментарии