«Восток-2010»: Театр военного абсурда
На модерации
Отложенный
Верховный главнокомандующий контролировал ход, в целом, сухопутных маневров с борта крейсера, обогащая свои познания пояснениями Сердюкова.
4 и 5 июля российская пресса запестрела сообщениями о том, что «весь Дальний Восток превратился в настоящий театр военных действий: сразу на нескольких полигонах, на суше, воде и в воздухе десятки тысяч российских военнослужащих отражают атаки условного противника и выполняют различные задачи в рамках оперативно-стратегических учений «Восток-2010». Многие комментаторы подчёркивают, что таких масштабных по привлечению сил и уникальных по содержанию маневров в стране не было лет этак двадцать.
Под этими оценками может вполне подписаться любой профессиональный военный, не лишенный чувства юмора. Действительно, эти учения во многом напоминают театральное шоу, а иногда даже — театр абсурда.
Начну с того, что даже посещение учений верховным главнокомандующим выглядело, как срежессированное пиарщиками действо из арсенала предвыборных кампаний. Президент прибыл на самый крупный в современной России корабль — тяжелый атомный крейсер «Петр Великий», доставленный во Владивосток специально для столь высокой миссии. Журналистам было заявлено, что отсюда Медведев будет наблюдать за ходом маневров, большая часть которых, кстати, имеет сухопутную дислокацию. Под прицелом телеобъективов главковерх осмотрел корабль и задал характерный вопрос: а сколько стоит подобный корабль и стоит ли производить такие крейсера в будущем? Главнокомандующий ВМФ России Владимир Высоцкий доложил, что цена «Петра Великого» 30 миллиардов рублей, но заверил: «По моему личному мнению — производить нужно».
Этот короткий, но глубокий бизнес-анализ, похоже, удовлетворил главковерха, и он весело спустился в корабельный спортзал, побывал в матросском кубрике и каютах офицеров.
Нужно отдать должное, быту военнослужащих Дмитрий Медведев уделил много внимания, тут он показал свою наибольшую осведомленность. Когда министр обороны Анатолий Сердюков доложил главе государства о том, что сейчас ведомство якобы начинает эксперимент с организацией видеосвязи, чтобы солдаты-срочники могли «видиться» со своими родными и близкими, Медведев тут же с борта крейсера связался по скайпу с предложенным минобороны военнослужащим, проходящим службу в Тверской области. Парень рассказал верховному о житье-бытье. Этот эпизод вызвал, вероятно, жгучую зависть у воротил шоу-бизнеса. Блестящая постановка! Особенно если учесть, что нынешняя российская армия еще более рабоче-крестьянская, чем в СССР, и о скайпе 90% военнослужащих, а тем более их семей, вряд ли когда-нибудь что-либо слышали.
Дальнейшее развивалось в том же ключе. «Петр Великий» вышел в море с главковерхом и его военным министром на борту. При этом президент РФ надел белую рубашку, входящую в комплект военно-морской тропической формы. Правда, без погон, лишь с нашивкой «Верховный главнокомандующий».
В квадрате N президент России наблюдал, как два вертолета Ка-27 сбросили в море гидроакустические буи, предназначенные для поиска подводной лодки противника. Затем противолодочные вертолеты обнаружили её, а противолодочные силы выполнили атаку с применением реактивных глубинных бомб. Кстати, лет 25 назад в советском Военно-морском флоте подобное учение было рутинным, оно сопровождало каждый выход в море едва ли не любого противолодочного корабля. Поэтому оценка, данная верховным главнокомандующим учению (он сказал по-штатски восторженно: «Это впечатляет!»), свидетельствует об одном из двух: или подобные элементарные в прошлом учения для современного флота стали пиком боевой подготовки, или главковерх несколько «не в теме». Да это и объяснимо, если учесть, что пояснения Медведеву по ходу учебного боя давал «сам» Сердюков, который, как известно, слывёт большим специалистом военного дела, в особенности - морской тактики.
Мои знакомые флотские офицеры просто до коликов смеялись, когда слушали такие репортажи радио и телевидения: «Дмитрий Медведев наблюдает за маневрами в бинокль и слушает пояснения министра обороны РФ о технических характеристиках кораблей и самолетов. На пару минут он отвлекся, чтобы самому сфотографировать происходящее. Правда, не все кадры, видимо, окажутся удачными, так как погода в районе учений постоянно меняется и периодически опускается густой туман».
Впрочем, смеяться тут нечего. Мы вот смеялись над Брежневым. А между прочим, во многом зря. Ведь Дмитрий Медведев прошел на крейсере «Петр Великий» тем же путем, которым 44 года назад здесь проходил на ракетном крейсере «Варяг» престарелый советский лидер. Правда, Брежнев мчался со скоростью 30 узлов, а для Медведева больше 20 узлов выдать не смогли (или не захотели). Нынешний морской круиз был обставлен помпезно, с привлечением массы репортёров. А тогда он проходил в обстановке высочайшей секретности. В сухом остатке нынешней акции, пожалуй, наиболее важное достижение — громогласный пиар. Пребывания же Брежнева в заливе Петра Великого — кардинально укрепило стратегические позиции СССР в регионе.
Поясню, о чём речь.
44 года назад состоялись беспрецедентные по предпринятым мерам секретности переговоры между советским лидером Леонидом Брежневым и отцом нынешнего вождя Северной Кореи Ким Ир Сеном.
Они проходили без свидетелей (исключение, разумеется, составили переводчики) в командирской каюте ракетного крейсера «Варяг», несшегося полным ходом по заливу Петра Великого на Тихом океане. О содержании беседы, заглушаемой ревом корабельных газотурбинных установок, в открытую печать и до сих пор не просочилось ни малейшей информации. В ВМФ рассекречена лишь сама организация необычных переговоров.
Ни Брежнев, ни Ким Ир Сен не выходили из переоборудованной под кабинет для переговоров каюты капитана до прихода корабля на рейд Владивостока. Нетрудно предположить, что тема переговоров была очень важной, поскольку в истории дипломатии использование для таких целей боевых кораблей всегда обуславливалось особым режимом конфиденциальности. С развитием радиоэлектронных средств возможности проведения секретных рандеву на кораблях обрели важное значение. Ведь только в этих условиях можно быть уверенным, что иностранные разведки, даже если им удастся установить «жучки», не смогут прослушать переговоры. Корпус корабля является прекрасным экраном, недоступным для средств сканирования. Шумы машины заглушат любую, даже громко сказанную фразу. Экипаж, трижды перепроверенный и находящийся на боевых постах, является лучшим эскортом. А мощное корабельное оружие способно отпугнуть любого непрошеного гостя.
Видимо, не зря Брежнев с Ким Ир Сеном избрали для встречи корабль. О чем они договорились тогда, не оставив никаких свидетельств, сегодня можно только догадываться. Во всяком случае вскоре после этой встречи западная печать начала муссировать тему ядерных технологий, якобы появившихся у специалистов Северной Кореи...
Но вернемся к делам сегодняшним.
У нынешнего круиза верховного главнокомандующего, думается, могла быть более важная цель, чем пиар. Но она опять-таки близка к понятию «театр военных действий». Парадная морская часть маневров, возможно, как декорациями, прикрывала то, что творилось в глубине сцены. А там разыгрывалось серьезное действо — отрабатывалась организация взаимодействия органов военного управления с войсками, воинскими формированиями других федеральных министерств и ведомств, главное — с МВД, а также органами местной исполнительной власти при решении совместных задач. Кстати, руководителю «тоталитарного государства» Леониду Брежневу вроде бы не приходило в голову использовать армию для «решения задач местной исполнительной власти» в том ключе, как это происходит сегодня.
Пресс-служба нынешнего демократического МВД, ничуть не стесняясь правозащитников, откровенно сообщила о том, что на учениях «особое внимание будет уделено решению задач по совместным действиям (с армией) в ходе противодействия незаконным вооруженным формированиям и крупным вооруженным бандам.
- Мотострелковые соединения Дальневосточного военного округа совместно с подразделениями внутренних войск МВД и армейской авиацией провели специальные операции по обнаружению, блокированию и уничтожению незаконных вооруженных формирований, - сообщил журналистам руководитель временного пресс-центра учений полковник Олег Юшков. - Действия условных банд групп обозначались имитационными силами и средствами, а также мишенными полями.
Огневое поражение блокированного противника наносилось ударами армейской авиации и огнем артиллерии мотострелковых и танковых подразделений.
Как многие понимают, «военными» терминами «незаконные формирования» и «банды» всегда, при желании, можно заклеймить наиболее опасные для власти формы выражения населением недовольства проводимой политикой.
Вот когда становится понятным, зачем проводятся армейские реформы, уничтожающие стратегические оборонные силы, но усиливающие «очаговые» средства боевого поражения. О многом говорят и звучащие из уст некоторых политиков заявления о том, что у России нет теперь внешних врагов, даже в НАТО — только партнёры. А кто же у нашей армии теперь во врагах и противниках ходит?
На «театре военных действий» учения были и совсем дикие эпизоды.
Под Читой, где находится колония, в которой отбывает срок Ходорковский, разыграли попытку освобождения одного из заключенных.
«Во время учений будет отрабатываться ситуация, при которой кто-то попытается вызволить одного из заключенных, содержащихся в колониях», - пояснил начальник пресс-службы Минобороны Алексей Кузнецов.
Во ФСИН подтвердили, что в учениях примет участие и региональное руководство службы, которому подчиняется колония в Читинской области, где отбывает свой срок Михаил Ходорковский. Таким образом, армия научится подавлять восстания зэков или предотвращать попытки вызволения кого-либо из них из заключения. Вот до какой участи дореформировали войска!
Президент РФ, как сообщается в прессе, высоко оценил профессионализм военных и отметил, что поставленные задачи в ходе учений выполняются профессионально и эффективно. Медведев также напомнил о принятых решениях по комплектованию и материально-техническому оснащению Вооружённых Сил, отметив, что нынешние учения должны показать эффективность этих решений.
Комментарии
Комментарий удален модератором