Начнется ли между Россией и Турцией вооруженный конфликт?

Холодная русско-турецкая война

Франсуа Олланд опасается, что между Россией и Турцией может вспыхнуть война. Вооруженный конфликт, считает французский президент, может быть не прямым, а «косвенным». В Кремле назвали неуместной «саму постановку вопроса». «Сноб» разобрался в российско-турецких отношениях последнего месяца, а военный аналитик Александр Гольц рассказал, был ли прав Дмитрий Медведев, когда говорил о начале холодной войны с НАТО, и действительно ли существует угроза начала войны между Россией и Турцией

Минобороны России обвинило Турцию в подготовке военной операции в Сирии: усиление турецких вооруженных сил на границе говорит о том, что «таким способом готовится транспортная инфраструктура накануне военного вторжения». В местах усиления, считают в Минобороны, могут развернуть пункты передвижения военных колонн с боеприпасами и оружием в район боевых действий, а также пункты оперативной переброски и эвакуации личного состава.

В ответ Турция обвинила Россию в том, что все ее заявления — лишь попытка отвлечь внимание от «российских преступлений в Сирии», в частности, от бомбежки больницы «Врачей без границ» и убийств мирного населения во время военных операций. Премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу также заявил, что турецкий гуманитарный коридор к сирийскому Алеппо регулярно подвергается нападениям правительственных войск Сирии при поддержке российской авиации.

Битва за Алеппо

Алеппо находится на севере Сирии в 50 км от границы с Турцией. Отряды Башара Асада действительно закрыли магистраль между городом и турецкой границей: по  этому коридору получает помощь в виде боеприпасов и оружия Свободная сирийская армия, которая держит Алеппо под своим контролем.

Стратегическое значение города заключается в том, что тот, кто владеет Алеппо, контролирует и сирийско-турецкую границу. Войска Асада давно пытаются вернуть город себе, но им противостоит около 10 тысяч мятежников от Свободной сирийской армии до боевиков «Фронта ан-Нусра»*. В распоряжении оппозиции — военные базы и несколько аэродромов, а вести оборону на улицах города значительно проще, чем наступление в условиях пустыни.

Но, несмотря на последние успехи правительственных войск в операции по возвращению Алеппо, она может длиться годами.

Сирийское перемирие

Сейчас Международная группа поддержки Сирии обсуждает возможность перемирия: каждая из сторон военного сирийского конфликта обязана прекратить огонь против оппонентов. Прекращение огня распространится на всех, кроме боевиков «Исламского государства»*, «Фронта ан-Нусра»* и других террористических группировок. Очередной раунд переговоров по сирийскому конфликту состоится 25 февраля.

Если достичь прекращения огня не удастся, «косвенная» война между Россией и Турцией может произойти только на территории Сирии. Но для введения войск в Сирию у Турции должны быть очень веские причины.

Как рассказал «Снобу» специальный корреспондент «Новой газеты», политолог Ирек Муртазин, части турецкой элиты невыгоден мир в Сирии, но прямое участие Турции в военном конфликте маловероятно: «В первую очередь, потому что на этом строится их бизнес — торговля нефтью и оружием. Когда в Сирии идут боевые действия, в которых участвуют в том числе и курды, курдский вопрос может быть отложен на неопределенное время. Как только в Сирии будет мир, курды опять начнут поднимать голову в Турции. Но сухопутное вторжение турецких войск на территорию Сирии маловероятно, потому что Турция понимает, что это станет сигналом для активизации курдов, как на территории Сирии, так и на территории Турции».

Россия уже пообещала поддержать сирийских курдов в случае, если Турция решится на наземную операцию в Сирии. Сейчас Турция, опасающаяся, что сирийские курды начнут укреплять свои позиции на севере страны, ведет артиллерийский обстрел приграничных территорий. В свою очередь курдская боевая группировка «Соколы свободы Курдистана» взяла на себя ответственность за теракт в Анкаре, в результате которого погибли 28 человек.

Александр Гольц, военный эксперт:

Что Олланд называет «косвенной» войной, неясно, я подозреваю, речь о военном конфликте на территории третьей страны. После успешных российских бомбардировок под угрозой оказались те формирования сирийской оппозиции, которые поддерживают Турция и Саудовская Аравия. Это обстоятельство и заставило всех обсуждать возможность наземной операции в Сирии.

В случае если такая операция начнется, для Турции станет решающим вопрос о существовании российской военно-воздушной базы в Сирии. После инцидента с нашим бомбардировщиком Россия фактически объявила бесполетную зону над территорией Сирии. А сколько-нибудь серьезная наземная операция Турции будет невозможна без военно-воздушной составляющей.

Турки будут пытаться всеми силами ликвидировать российскую базу. В случае если Анкара решится на прямое наступление регулярных вооруженных сил, может оказаться, что у батальонной тактической группы морской пехоты, защищающей нашу базу, не хватит сил на сопротивление. Путин встанет перед выбором: эвакуировать базу и потерять победу или же начать широкомасштабную военную наземную операцию с участием воздушно-десантной дивизии.

Это приведет к прямым военным столкновениям с Турцией и станет совершенно новым сюжетом в наших отношениях с окружающим миром. В предыдущую холодную войну, как бы жестко она ни велась, удавалось избежать прямой военной конфронтации между Россией и странами — членами НАТО. Представитель МИД Люксембурга, говоря от имени всего НАТО, заявил, что НАТО не будет рассматривать возможные столкновения России и Турции в Сирии как предлог для введения в действие 5-й статьи о коллективной самообороне. Впрочем, мне доводилось слышать и противоположное мнение из уст высокопоставленных натовских дипломатов.

Пока ясности нет, но давайте называть вещи своими именами: совсем недавно слова нашего премьер-министра на Мюнхенской конференции о начале холодной войны с НАТО казались нам эпатажем и передергиванием. Уже сейчас его слова стали реальностью, но, что еще хуже, холодная война может вот-вот перерасти в горячую.

Анна Карпова

* Террористическая организация, запрещенная в России.