Инновационный свет в конце «медвежьей» фазы

От чего зависит благополучие людей, живущих на огромной территории нашей страны? От экономических законов, находящихся вне политики и географии (иначе разразившийся за океаном кризис не привел бы к массовом сокращениям рабочих мест в России). Характеристику сегодняшнего состояния россий ской экономики участникам видеоконференции, организованной Клубом региональной журналистики, дал научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин

- Ситуация, сложившаяся после того, как Соединенные Штаты Америки отпустили спусковой крючок кризиса, продолжает оставаться сложной, -уверяет он.

- Осложнения на мировых финансовых рынках привели к тому, что Россия снизила возможности привлечения капитала из-за границы. И, несмотря на некоторое оживление, наметившееся в конце 2009 года, страна продолжает оставаться в "медвежьей", падающей фазе.Это означает, что, несмотря на некоторую активность инвесторов и повышение потребительского спроса, никто не может с точностью сказать, серьезны ли эти тенденции и когда для страны настанет черед примкнуть к "быкам", для которых характерен не спад, а подъем.

- "Ползание по дну" продолжается, - дает свою оценку Евгений Григорьевич. - Недаром министр финансов Алексей Кудрин в одном из интервью сказал, что в течение ближайшего десятилетия не стоит ожидать роста доходов. И нам остается лишь с ностальгией вспоминать о том потенциале для экономического роста, которым так гордилась страна в так называемых "нулевых" годах: 2000-м, 2001-м, 2002-м и так далее, когда цены на нефть росли, а деньги откладывались в стабилизационный фонд. С другой стороны, это дало России возможность пережить нынешние трудные времена и, пристально изучив обстановку, определить свои дальнейшие шаги.

- Простейшая логика кризиса приводит нас к необходимости развития инновационной экономики, - утверждает бывший министр экономики Российской Федерации. - Потому что для нашей страны, "локомотивом" которой не может стать рабочая сила, это единственный фактор грядущего роста экономики. Действительно, пути, по которым уверенно двигаются иные активно развивающиеся государства, для нас, к сожалению, неприемлемы.

- Возьмем для примера Китай и Индию, - предлагает нынешний научный руководитель Высшей школы экономики. - Они обладают огромными трудовыми резервами, которые могут быть привлечены из аграрного сектора, а потому конкурентоспособны в плане производства сравнительно дешевых товаров.

Неудивительно, что обеим азиатским странам, на территории которых в сумме проживает 37 процентов всего населения планеты, даже кризис нипочем. Признает это и Всемирный банк, повысивший прогноз роста внутреннего валового продукта Китая в нынешнем году с девяти процентов до девяти с половиной, а Индии с 7,5 процентов до 8,2. А вот показатель России, по мнению тех же зарубежных экспертов, не поднимется выше 5-5,5 процентов.

Прибавим к этим достоинствам индийского "слона" и китайского "дракона" валютные резервы и высокий уровень сбережения, угнаться за которыми русский "медведь" не в силах...

Впрочем, является ли последнее соображение минусом или плюсом - вопрос спорный. Наверное, не от хорошей жизни напуганные китайцы предпочитают откладывать "на черный день" до 70 процентов заработанного. Наша ситуация обратная - сбережения среднестатистического россиянина составляют не более 30 процентов. А поскольку о резерве рабочей силы речи не идет(экономически активное население, вследствие низкой рождаемости, наоборот, сокращается год от года), экономисты продолжают настаивать на инновационном пути развития как на единственно возможном. Причем не питая особых надежд на ускорение, похожее на китайско-индийские образцы.
- Экспортировать инновации в течение двадцати ближайших лет нам не придется, - замечает Евгений Ясин. - Потому что наша ближайшая задача - усваивать передовые технологии.

При этом эксперт советует воспользоваться примером основателя Таганрога Петра I. Известно, что он предпочитал брать на работу иностранцев с тем, чтобы русские, работающие с ними бок о бок, волей-неволей "впитывали" новации, для Европы вовсе таковыми не являющиеся.

- Многие наши компании привлекают дорогостоящих консультантов из-за рубежа, толком не понимая, за что платят им такие большие деньги, - сетует Евгений Григорьевич. - Не лучше ли привлекать на работу специалистов, обладающих управленческим опытом и пользующихся передовыми технологиями?

Один из примеров тому -завод по производству сжиженного природного газа, выстроенный в рамках реализации проекта "Сахалин-2". После его запуска в феврале текущего года гигантские запасы отечественных углеводородов, добываемых на шельфе Охотского моря международным консорциумом "Сахалин энерджи" (в состав его, кроме нашего "Газпрома", входят компании Royal Dutch/Shell, Mitsui&Co, Mitsubishi Co), начали поступать потребителям.

- Этот проект является одним из самых высокотехнологичных проектов в мире, - заявил принимавший участие в церемонии пуска Президент России Дмитрий Медведев. - Он имеет стратегическое значение как для нашей страны, так и для ряда других государств - наших зарубежных партнеров. Это укрепляет наши позиции крупнейшего участника энергетического рынка.

И это событие показательно не только в том смысле, что одним из наших сильных мест остаются ресурсы нефти и газа. Главная задача россиян сегодня - не слишком надеясь на природные запасы, по мере сил менять собственный менталитет.

- Общеизвестно, что в русском обычае впасть в уныние и ждать, когда будет совсем плохо, чтобы затем сделать существенный рывок, - признает Евгений Ясин. - Но сегодня мы не можем себе этого позволить. Мы обязаны повышать собственную активность, чтобы с ее помощью решать задачи. Примером для нас могут служить вполне благополучные (и не слишком далеко расположенные от Китая с Индией) Япония и Южная Корея. Общеизвестно, что когда-то строительство автомобилей для обеих стран было из разряда "темного леса". Сегодня обе они - в числе ведущих производителей. Так неужели Россия, сумевшая построить первые атомные электростанции и космические ракеты, будет отставать?