В Польше запретили свободу СМИ?

В последнее время официальная Варшава стала достаточно часто обвинять белорусские власти в ущемлении прав и свобод журналистов.

При этом ведущие польские СМИ, словно соревнуясь между собой, пугают читателей, чуть ли не вторым 1937-м годом для "независимой" белорусской журналистики. Однако если без всяких клише взглянуть на ситуацию с обеспечением свободы слова, то получается, что весь этот шум создан ради одного - переложить одну проблему с больной головы на здоровую. Оказывается, что борьбу со свободомыслием в общественной журналистике Варшава ведет уже давно и по всем правилам... тоталитарного государства. Не верите?! Давайте разбираться!

За примерами ущемления свободы слова далеко ходить не надо. Достаточно вспомнить недавнее решение Европейского (Страсбургского) суда по правам человека обязавшего Польшу выплатить 10 тысяч злотых (2500 долларов) за моральный ущерб и 6 тысяч злотых (1500 долларов) судебных издержек гражданину из городка Кэнт, которому еще в 2002 году районный суд в городе Бельско-Бяла отказал в регистрации двух журналов. А ведь в этих изданиях предполагалось публиковать информацию о нарушении прав человека, в том числе и в Польше. Районный суд польского города свой отказ аргументировал тем, что в городке Кэнт не существует "европейского морального суда", а значит, нет необходимости регистрировать подобные негосударственные издания. Однако Страсбургский суд решил, что польский суд нарушил принципы действия власти в границах законов, а также пункт десятый Европейской Конвенции прав человека.

И это не единственный случай ущемления свободы слова в Польше. Так, например, сотрудника МИА "Россия сегодня" Леонида Свиридова лишили журналистской аккредитации по запросу польского Агентства внутренней безопасности (АВБ) только лишь за то, что он являлся... сотрудником российского информагентства! Объяснить же реальные причины произошедшего польские власти так и не смогли. "Процедура закрыта. Мы знаем только, что у АВБ есть определенные подозрения, но о деталях мы не можем говорить публично", - с таким бестолковым и абсолютно наивным объяснением выступил в эфире местного телевидения заместитель министра иностранных дел Польши Рафал Тшасковский. Не получив официальных объяснений польской стороны, российское представительство в лице ТАСС выступило с заявлением, в котором было отмечено, что такой ничем не мотивированный шаг польских властей нарушает один из базовых принципов демократического общества, поборником которого позиционирует себя Варшава, а именно - свободу слова.

Впрочем, один из самых вопиющих фактов нарушения свободы средств массовой информации в Польше был связан с лишением лицензии коммерческой радиостанции "Hobby", офис которой находился в городе Легионово под Варшавой. Власти обвинили радиостанцию в том, что она транслировала передачи российского радио "Спутник" на польском языке, тем самым якобы являясь "главным рупором российской пропаганды в стране". В принципе, с таким же успехом польские чиновники могли бы запретить и деятельность на территории страны "Радио свобода", "Голос Америки" и т.д. Но они этого не сделали. Ведь в Польше сегодня правит свой грандиозный бал концепция избирательности в отношении к СМИ. При этом официальная Варшава буквально с пеной у рта яростно критикует другие страны, которые в свою очередь ограничивают вещание польской пропаганды на своей территории.

Так, например, когда в Гродно от имени так называемой "гражданской общественности" в лице двух представителей руководства нелегального Союза поляков Веслава Кевляка и Анжелики Борис появилась петиция немедленно начать вещание телеканала "Polsat". Известный своей крайней заидеологизированностью, на которую соответственно был получен отказ, то польские власти почти сразу же ухватились за этот информационный повод, обвинив официальный Минск в ущемлении свободы слова и прав поляков в Беларуси. Хотя при этом, Варшава весьма успешно финансирует антибелорусский пропагандистский телеканал "Белсат". Главная задача которого - способствовать смене политического руководства Беларуси. Кстати, "Белсат" в полной мере можно отнести к экстремистским СМИ.

Ведь в части своих материалов он напрямую призывает белорусов участвовать в качестве наемников в украинских националистических формированиях "Правого сектора". А эта организация с недавних пор стала поддерживать тесные отношения с международной террористической организацией ИГИЛ.

Здесь стоит отметить, что в последнее время многим официальным польским СМИ стали свойственны экстремизм и хамство. Чего только стоит скандал с увольнением телеканалом TVP своего продюсера Марека Чункевича.

Предыстория этого крайне неприятного инцидента состояла в том, что в ходе прямого эфира с главой российского Минкульта Владимиром Мединским в студии был поднят вопрос об осквернении и разрушении памятников советским солдатам, освобождавшим Польшу от немецко-фашистских захватчиков. Как только об этом зашла речь, то ведущая передачи Мария Пжеломец в открытую нахамила Владимиру Мединскому и демонстративно вышла из студии. После эфира продюсер передачи Марк Чункевич направил Мединскому извинения за эмоциональное поведение ведущей. Однако руководство телеканала не оценило такого шага своего сотрудника и уволило его, подчеркнув в своем обращении, что извинения Чункевича не являются официальной позицией TVP. В общем, все это в очередной раз доказывает маргинализацию польских СМИ и превалирование в этой среде абсолютно заиделогизированных представлений в ущерб здравому смыслу и свободе слова.

Любопытно, что ущемление прав независимых средств массовой информации в Польше сегодня закреплено и на законодательном уровне. Так 30 декабря 2015 года польскими Сеймом и Сенатом был принят закон о СМИ, настолько сильно нарушающий свободу слова в стране, что по этому поводу возмутились многие страны мира. В частности, еврокомиссар Гюнтер Эттингер заявил, что руководство Евросоюза серьезно озабочено принятым польским парламентом законом о СМИ, который фактически может быть воспринят как "систематическая угроза" фундаментальным основам Евросоюза. Однопартийцы канцлера Германии Ангелы Меркель даже призвали ЕС ввести санкций против Польши в связи с новым законом. Возмутился и Вашингтон. В начале февраля польскому премьер-министру Беате Шидло поступило письмо из Сената США, в котором выражаются опасения в связи принятыми в Польше законодательными актами, нарушающими основные демократические ценности, в том числе свободу средств массовой информации.

Однако в угоду своим личным имперским амбициям польский истеблишмент старается не замечать явных нарушений основ демократии и продолжает вести весьма агрессивную медийную политику в отношении своих соседей. Например, в последние годы был отмечен всплеск антибелорусской пропаганды. В частности, в сети Интернет создаются и тщательным образом модерируются сайты и группы, в которых на полном серьезе обсуждается вопрос о том, что Беларусь это всего лишь часть Польши, которая была незаконно аннексирована большевистской Россией (при этом старательно умалчивается факт, что Варшава сама фактически упразднила независимость Беларуси в 1920-х годах). При содействии польского МИДа и местных спецслужб организуются телеканалы, радиостанции и интернет-издания (опять-таки с проповедованием польской идеологии под белорусским соусом - "Белсат", "Радио рацыя", "Хартия 97"). За финансовой поддержкой и на политические консультации в Варшаву постоянно ездят многие белорусские оппозиционные деятели (причем некоторые из них там постоянно и проживают). Помимо всего этого в последнее время в Беларуси была выявлена и широко разветвленная разведывательная сеть польских спецслужб. Например, в 2007 году КГБ раскрыло резидентуру польской разведки. В результате чего были задержаны пять человек, пытавшихся выкрасть информацию о состоянии объединенной системы ПВО Беларуси и России...

Откровенно лицемерное поведение польских властей и средств массовой информации, которые прикрываясь словами о сотрудничестве и дружбе ведут настоящую информационную войну против Беларуси не может не вызывать массы вопросов. Наверное, было бы все-таки уместным, если бы официальная Варшава вначале разобралась со своими внутренними нарушениями основ демократии, чем осуществлять недостоверные информационные вбросы против Беларуси.