НАТО завязло в Афганистане

На модерации Отложенный

По последним сообщениям из штаб-квартиры НАТО в Брюсселе, новый командующий силами Североатлантического альянса в Афганистане генерал Дэвид Петреус пообещал усилить операции против талибов. Перед своим отъездом в Кабул он специально выступил перед Советом НАТО с планом того, чем намерен заняться, особо подчеркнув готовность применять в борьбе с движением «Талибан» военную силу. «Я морально обязан обеспечить всю мощь удара международной коалиции в Афганистане для достижения военной победы», – сказал генерал.

Его слова были встречены чуть ли не овацией членами Совета НАТО, которые поддержали его и благословили в путь с легким сердцем. Как заявил сам генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен, у сил ISAF в Афганистане сменился командующий, но стратегия осталась неизменной. «Стратегия состоит в том, чтобы бороться против талибов политическими и военными методами в их глубоком тылу. Стратегия заключается также в постепенной передаче афганцам ответственности за обеспечение безопасности, когда это позволят условия, а также в том, чтобы помочь афганскому правительству в обеспечении хорошего управления страной и предоставлении основных услуг для афганского народа», – подчеркнул генсек НАТО.

Цели, конечно, амбициозные. Правда, с 2001 года, когда НАТО ввело войска в Афганистан, их уже провозглашали в разных вариациях множество раз всякому новому командующему, отъезжающему в Кабул. Например, недавно смещенному со своего поста и отправленному в отставку предшественнику Петреуса – генералу Маккристалу. А до него – генералу Маккирнану. А еще раньше – генералу Дэну Макнилу… Да стоит ли перечислять всех генералов? Никто из них за 9 лет войны так и не смог добиться военной победы.

А нынешний президент страны, которого еще иногда называют «мэром Кабула» за способность контролировать ситуацию лишь в столице, Хамид Карзай, посаженный в кресло натовскими штыками, так вообще уверен, что НАТО не сможет одержать в Афганистане военной победы и убраться оттуда еще лет 10–15. Во как!

А ведь силы натовской коалиции включают воинские контингенты 45 стран, направивших туда более 40 тыс. своих военнослужащих. Возглавляют их почти 100 тыс. американских солдат. На войну потрачены громадные деньги, а толку никакого. На днях в Лондоне разразился скандал: выяснилось, что участие Великобритании в войнах в Афганистане и Ираке уже обошлось ей в $30 млрд. И это только одной стране – участнице коалиции, которая держит в Афганистане лишь 10 тыс. солдат!

Если даже грубо прикинуть, то станет ясно, что против Афганистана воюют армии 45 государств с совокупным населением примерно в 700 млн человек, а может, и больше. Это против народа численностью в 30 млн человек, из которых в вооруженных отрядах «Талибана» состоят менее 100 тыс.!

По грубым оценкам, военные расходы сил коалиции в Афганистане уже превысили $1 трлн. Это – приблизительно бюджет всей России за три года. Невосполнимые потери тоже достаточно велики: общее число убитых солдат со времени вторжения в 2001 году достигло 1872 человек (в т. ч. 1131 американский солдат). Причем темпы потерь нарастают с каждым годом: с начала нынешнего 2010 года в стране были убиты 315 военнослужащих сил коалиции, тогда как за весь прошлый год погиб 521 солдат. Что до потерь афганского населения, как мирного, так и талибов, то точных цифр не знает никто. Разные источники называют разные цифры, но счет идет на десятки тысяч. А уж урон, который понесла экономика Афганистана, подсчитать вообще невозможно.

Как показывает суровая действительность, натовская коалиция наступила в Афганистане на те же самые грабли, на которые наступил в 1979 году Советский Союз, а до этого – войска британской короны. И сегодня американцы и их союзники на своей шкуре убеждаются в старой истине, гласящей, что никакая иностранная армия не способна победить целый народ, да еще разбросанный по огромной горной стране и ненавидящий оккупантов.

Примечательно, что одной из причин, из-за которой силы НАТО в 2001 году вторглись в Афганистан, была не только борьба с движением «Талибан» и международными террористами «Аль-Каиды», но и необходимость прекращения производства в этой стране наркотиков. Тогда героин, производимый в Афганистане, активно распространялся в Западной и Восточной Европе, в Азии и Америке, хотя в той же Латинской Америке были и собственные базы для производства наркотиков – в Колумбии и Панаме.

Однако после ввода войск США и НАТО ситуация с наркопроизводством только ухудшилась. Как впоследствии стало ясно, движение «Талибан», живущее по законам шариата, в некоторой степени пыталось держать под контролем производство опиумного мака в стране и как-то ограничивало его рост. После того, как войска коалиции выбили «Талибан» из многих районов, производство опиума и героина там выросло сразу в десятки раз. К этому ремеслу подключились мощные организованные преступные сообщества на постсоветском пространстве, в Турции, Албании, Косово, а также консолидированный международный наркобизнес. По оценочным данным, сейчас только в Россию ежегодно поступает наркотиков с афганского направления примерно на $4–5 млрд, и примерно на такую же сумму осуществляется их транзит через Россию в Европу.

Дело дошло до того, что сегодня Афганистан, оккупированный международными войсками, прямо у них на глазах производит около 90% мирового объема героина. Его физический объем вдвое превышает тот, который все страны мира производили 10 лет назад, т. е. до того момента, как в Афганистан вошли войска натовской коалиции. А качество переработки и очистки кристаллического героина, поступающего сейчас с афганской территории, за годы натовской оккупации вообще возросло на порядок. В основном из-за того, что окрепшие за это время наркокартели смогли закупить и ввезти в Афганистан самое новое и эффективное оборудование для очистки наркотического сырья и превращения его в высококонцентрированный продукт. Килограмм афганского сверхчистого героина содержит примерно 200 тыс. доз, а ввозят его в одну только Россию многими сотнями тонн ежегодно. В результате Россия от наркотиков, произведенных в Афганистане, теряет каждый год более 30 тыс.

своих граждан.

Причем натовские войска наотрез отказываются уничтожать посевы опиумного мака с помощью современных дефолиантов, хотя они способны искоренить все наркопроизводство в Афганистане почти мгновенно. Как объясняют свой отказ американские военные, это лишит афганских крестьян их единственного заработка и средства к существованию. Цинизм? Полнейший. Ведь когда производство наркотиков в Колумбии, под боком у США, начало всерьез угрожать здоровью американской нации, США, не задумываясь, распылили с самолетов дефолианты над посадками колумбийской коки и практически полностью подорвали производство наркотиков в Колумбии. Но поскольку афганский героин в основном грозит не США, а Европе, России, Средней и Восточной Азии, то американцы не собираются бороться с его производством.

А это означает, что как бы долго ни находились в Афганистане натовские войска, эта страна, руководимая ее нынешним правительством, будет продолжать экспортировать огромные объемы героина во всех направлениях. Известно, что самые наркопроизводящие провинции в Афганистане – Гильменд, где базируются тысячи английских военных, и Кандагар, где стоят американцы. Сегодня наркотики производятся в этих провинциях прямо под носом у солдат оккупационных сил.

Известны случаи, когда военнослужащие США в обмен на ненападение со стороны вооруженных формирований «Талибана» и некоторых наркобаронов за определенные проценты сами опекали наиболее влиятельных из них. В случае несогласия афганской наркомафии платить деньги американцами на их поселки наводилась для бомбежек авиация натовских сил или посылались отряды спецназа якобы для уничтожения отрядов «Талибана». Затем такие расправы с «партнерами по бизнесу» преподносились прессе как успешная военная акция международных сил во главе с американским контингентом.

Да, кстати говоря, не заметить, кто и где в контролируемых натовцами районах производит героин, очень трудно. Чтобы выпускать героин из опиума на минизаводах в нынешних больших объемах, эти предприятия должны потреблять сотни тонн уксусной кислоты и много других компонентов, подвоз которых никак нельзя не заметить. Крупных магистралей в этих провинциях мало, каждый грузовик – как на ладони, и зачем он везет уксусную кислоту, ясно любому.

А вот к экспорту тысяч тонн героина уже привлекаются специально приезжающие туда сами американцы в штатском. Они открыто закупают в Кандагаре крупные оптовые партии наркотиков у пуштунских дельцов, затем переправляют их на авиабазу «Баграм». Оттуда уже транспортными самолетами наркотики везут в Румынию, Грузию, Киргизию, Германию и другие страны. Поэтому российские наркополицейские давно внесли Грузию в список маршрутов (помимо Таджикистана, естественно), по которым доставляется героин в Москву, Екатеринбург, Ростов и другие крупные города.

Так что дальнейшее пребывание в Афганистане иностранных войск может только еще сильнее поднять производство наркотиков в этой стране и их расползание по миру и России. А поскольку ясно, что военной победы одержать в Афганистане натовцам не удастся, значит, необходимы мирные переговоры международных сил с противником – «Талибаном». Или нужно усаживать за стол правительство Хамида Карзая и «Талибан», другого пути решить дело миром просто нет.

В последнее время уже появились сведения о том, что в январе и мае этого года на Мальдивских островах прошли секретные и неофициальные переговоры между представителями «Талибана» и властями Афганистана. При этом сами руководители «Талибана» подчеркивали, что не будут вести переговоры с командованием натовских оккупационных войск, поскольку они в любом случае и так одержат победу. Информацию о переговорах двух сторон афганского конфликта косвенно подтверждали власти Мальдив, сообщив, что «правительство Мальдивских островов поддерживает усилия по поиску решения конфликта в Афганистане».

При этом известно, что Мальдивы – одно из немногих государств мира, которое предоставляет гражданам Афганистана визы по прибытии на свою территорию, а не заранее. Переговоры, в которых в мае участвовали почти 50 человек, организовал Джарир Хекматияр, зять Гульбаддина Хекматияра, известного полевого командира и лидера партии «Хезб-и-ислам». Власти Афганистана давно пытаются арестовать Гульбаддина Хекматияра, поэтому на мальдивских переговорах его представлял сын Фируз.

Нынешний президент Афганистана Хамид Карзай согласился на переговоры со своими злейшими врагами крайне неохотно, однако был вынужден направить на них неофициальных представителей. Западные страны на мальдивские встречи их участники не приглашали даже в качестве наблюдателей.

Так что если в конце концов стороны афганского конфликта смогут прийти к мирному соглашению и дадут возможность натовцам убраться из Афганистана без серьезной потери лица, это может через некоторое время нормализовать ситуацию в стране и вокруг нее, а также снимет остроту наркотической угрозы в мире.

Правда, это может расстроить многих российских сторонников бесконечно долгого пребывания в Афганистане иностранных войск – таких, как наш представитель при штаб-квартире НАТО Дмитрий Рогозин или губернатор Подмосковья Борис Громов. Месяца три назад они опубликовали совместную статью, где написали, что в случае вывода международных сил вся сдерживаемая сейчас натовскими войсками волна «Талибана» хлынет через границы на север, в бывшие советские республики, распространяя там свои фундаменталистские законы.

Однако, скорее всего, этого не случится. Ни Афганистан, ни его соседей, включая наши бывшие братские республики Туркменистан, Узбекистан и Таджикистан, не ждет падение в хаос, если НАТО выведет свои войска. Уход НАТО не станет катализатором давления исламских боевиков на среднеазиатские республики и их дестабилизацию, потому что «Талибану» хватит руин своей страны, чтобы заниматься ее восстановлением после 32 лет гражданской войны и иностранной оккупации. Что касается Пакистана и Ирана, куда гипотетически тоже могли бы направить свои устремления боевики и лидеры «Талибана», то там достаточно своего хаоса, который перманентно существует в них уже на протяжении десятилетий.