Гади Орон о борьбе с пиратами и доходах музыкантов

На модерации Отложенный

Во время своего визита в Россию гендиректор Международной конфедерации обществ авторов и композиторов (CISAC) Гади Ороном встретился со специальным корреспондентом «Ленты.ру», рассказал о зарубежном опыте и дал оценку сложившейся системе авторских прав в стране. По словам г-на Орона, ее можно назвать одной из самых эффективных в наиболее быстро развивающихся крупных странах. Большая заслуга в этом принадлежит Российскому авторскому обществу, входящему в CISAC, и уже более 20 лет обеспечивающему продуктивный диалог по всем актуальным проблемам отрасли и защиту интересов как отечественных, так и зарубежных авторов.

Сеодня в России далеко не все готовы платить за фильмы и музыку в интернете. Это только у нас так происходит?

Не сказал бы. Европейцы тоже пользуются пиратскими сайтами. И никто не может измерить реальные объемы пиратства, хотя многие безуспешно пытаются. Конечно, ситуация не такая ужасающая, как 10-15 лет назад, когда пиратство буквально процветало повсеместно. Сейчас все больше потребителей переключаются на добросовестные сервисы. Международный опыт показывает, что уровень пиратства ниже в тех странах, где пользователям доступно больше разнообразных легальных стриминговых сервисов. Постепенно меняется и отношение общества - люди понимают, что если авторам не платить, то и создавать они ничего не будут.

Если говорить о России, то мы видим, как Российское авторское общество (РАО) и другие организации по защите авторских прав привлекают к проблеме пиратства все большее внимание общественности и властей. Но это процесс небыстрый и весьма специфический, так что о результатах можно будет судить лишь по прошествии времени.

Но возможно ли в принципе приучить людей платить за контент в сети?

Знаете, некоторые люди даже не осознают, что скачивая что-то в интернете, они нарушают авторские права. Поэтому пользователям постоянно приходится объяснять, почему важно платить за контент. Ведь из этих денег идут отчисления авторам за использование их произведений — вроде бы очевидные вещи.

Может, стоит поступать как во Франции, — отключать людей от интернета, если они качают нелегальный контент?

Кстати, несмотря на многочисленные споры и критику, эта система действует до сих пор. Во Франции создали специальное агентство, которое рассылало любителям пиратского контента письма с предупреждениями. После трех таких писем пользователя привлекали к судебной ответственности. Так поступают не только во Франции, но и, например, в Южной Корее, Новой Зеландии и США.

Хотя мне кажется, что само по себе отключение людей от интернета не способно решить проблему пиратства. Как я уже говорил, некоторые люди действительно не понимают, что скачивая нелегальные песни или фильмы, они нарушают закон. И уж тем более не осознают, как это важно — чтобы авторы получали вознаграждение.

Так что бороться с пиратством нельзя только одним методом. Должен быть комплексный подход, одновременно учитывающий и опыт авторских обществ, и возможности государства.

А почему люди вообще должны думать о вознаграждении для авторов?

Простой пример. В 2014 году на семинаре в рамках Генассамблеи Всемирной организации интеллектуальной собственности выступал известный канадский автор Эдди Шварц. Он написал песни для многих знаменитых исполнителей, в том числе для Джо Кокера. Так вот он подсчитал, что разошедшийся миллионным тиражом альбом с его песней приносил ему примерно 45 тысяч долларов. Он получал прекрасный платиновый диск и приятный денежный бонус.

А сегодня за один миллион проигрываний своей песни на легальном сервисе он получает всего 35 долларов. Поэтому он как-то сказал: «Мой платиновый диск превратился в питу (лепешка из пшеничной муки, — прим. «Ленты.ру»)». И все потому, что если за каждое воспроизведение авторы получают в среднем 0,000001 доллара, то у них просто нет будущего. И это лишь доход авторов от легального скачивания, а вы подумайте про упущенную выгоду от пиратства.

Очевидно, что завтрашний день — за цифровой средой. Но помимо пиратства есть и другая, совершенно неочевидная для пользователей, проблема — крайне низкий уровень авторских отчислений от стриминговых сервисов. Если так и будет продолжаться, авторы не смогут жить на эти деньги, даже если все население Земли будет слушать музыку только через стриминговые сервисы.

Тут речь даже не о пиратах, а о тех, кто работает легально!

Генеральные директора этих компаний назначают себе бонусы в 15 миллионов долларов, а авторам и правообладателям перепадает всего 15 процентов доходов. Выходит, что мы помогаем iTunes или Google стать еще более успешными, но авторы так и остаются без достойной платы за свой труд. Но так быть не должно. Как любит повторять президент CISAC Жан-Мишель Жарр: «Авторы существовали до изобретения электричества, и они продолжат жить после того, как интернет умрет». Наша же задача авторов защитить.

Сколько всего средств поступает авторам от интернет-сервисов?

В прошлом году организации по коллективному управлению правами по всему миру собрали для авторов в общей сложности 7,9 миллиардов евро. И только 6 процентов от этой суммы пришлось на интернет-сервисы. И если будущее наших авторов за интернетом, то у них большие проблемы. Наша задача — найти способ не только увеличить сборы с цифрового рынка и снизить уровень пиратства, но и сделать систему отчислений со стриминговых сервисов более прозрачной.

Выходит, что легальные сервисы — это не абсолютное добро? Вот в этом году в Россию пришел Netflix. Такой крупный игрок на рынке — это хорошо или плохо?

Приход в Россию Netflix — скорее позитивный момент. Опыт существования таких площадок доказывает, что у них есть будущее. В Европе вообще огромное число успешных легальных сайтов. Посмотрите на iTunes, Google Play Music или Spotify. Но опять же, рынок только пытается найти способы продвижения продукта, которые бы нравились и потребителям, и авторам. И мы работаем на разных уровнях, чтобы найти общее решение. Например, стараемся объяснять государству, что нужно менять законодательство. Если этого не делать, площадки продолжат находить отговорки, чтобы не платить деньги авторам.

Чиновники не всегда представляют себе масштаб нарушения прав в цифровой среде, поэтому с ними необходимо разговаривать цифрами. В прошлом году вместе с ЮНЕСКО мы провели исследование о вкладе творческой индустрии в глобальную экономику. Подсчитали, сколько рабочих мест ею создано, какую прибыль она генерирует. Мы хотели показать, что реальный вклад авторов в мировой ВВП огромен. Отношение правительств меняется, когда в ход идут конкретные цифры.

При этом нам важна та работа, которую ведут организации — члены CISAC, защищающие авторские права на местах. И здесь мы положительно оцениваем вклад Российского авторского общества. Важно, что РАО находится в непрерывном диалоге с государством и ищет оптимальные решения для развития системы коллективного управления правами и защиты интересов авторов. Совместно разрабатываются законодательные инициативы и предложения по развитию авторского права. При этом мы рады, что используются международный опыт и экспертиза CISAC.

А как вы оцениваете российские законы, регулирующие авторское право?

За последние годы российское законодательство об авторском праве сильно поменялось: например, введена система государственной аккредитации авторских обществ, появилась система расширенного лицензирования.

Как я уже говорил, качественные изменения возможны только при совместной работе государства и авторских обществ. Россия в этом смысле преуспела в последние годы. В чем я еще раз убедился в ходе недавней трехсторонней встречи с руководителем Федеральной службы интеллектуальной собственности (Роспатент) Григорием Ивлиевым и генеральным директором Российского Авторского Общества Сергеем Федотовым. Сегодня мы видим позитивные результаты такой совместной работы — российский рынок изменился, стал более прозрачным и контролируемым.

Для нас также важно, что общества по защите прав авторов представляют и интересы зарубежных граждан. Так, например, только у РАО заключено порядка 190 договоров о взаимном и одностороннем представительстве интересов с другими иностранными профильными организациями в 68 странах мира.

За последние годы сумма выплат авторам только в России увеличилась почти в два раза. Это серьезный результат.

То есть в России с авторскими правами все не так плохо?

Я могу судить по нескольким показателям: по объему сборов в пользу авторов и распределению этих средств. В этом смысле дела в России обстоят очень хорошо. А сложившуюся систему я могу назвать одной из самых эффективных в наиболее быстро развивающихся крупных странах.