Кибер-психология и эмоциональная коррекция

          До настоящего времени среди ученых и специалистов отсутствует единый взгляд на такие понятия как «психика», «эмоциональные расстройства», а также алгоритмы выявления причин эмоциональных расстройств и оказания психологической помощи при эмоциональных расстройствах практически здорового человека (прежде всего, речь о сотрудниках предприятий и организаций) . Вместе с тем появление такого направления в психологии как кибер-психология (биоинформационная психология, биоквантовая психология) позволяет по-новому взглянуть на решение этой проблемы.Речь о науке, содержанием которой являются врожденные программы, определяющие психическую деятельность всех людей (как на рациональном, так и иррациональном уровне).

           В основе кибер-психологии лежит представление о человеке как о сложной кибернетической системе, функционирующей на основе определенных программ (как врожденных, так и приобретаемых в процессе жизни).  Основными элементами кибернетической системы «человек» являются: 1) объект управления (органическое тело человека) и 2) управляющий орган человека («компьютер»).

          С позиции кибер-психологии психика человека – это сфера функционирования его управляющего органа. Целью такого функционирования является подача «компьютером» той или иной команды соответствующей структуре головного мозга в зависимости от ситуации. Причем необходимо подчеркнуть, что местонахождение управляющего органа кибер-психология не рассматривает.

          Элементарные программы человека, определяющие его психическую деятельность, напоминают элементарные компьютерные программы. Каждая из таких программ включает в себя исходные данные и соответствующую команду. При этом все программы делятся на две группы: постоянные (врожденные) и временные (формируемые и исчезающие в процессе жизни).         

          Одна из особенностей  программного обеспечения человека заключается в том, что все элементы программ представляют собой архетипы  (извечные понятия), с которыми люди связаны с момента появления человека как вида (объекты, процессы, чувства, эмоции, команды и т.д.). Присутствие в программах архетипов значительно упрощает задачу управления органическим телом, поскольку сводит все многообразие окружающего мира к относительно небольшому количеству «шаблонных» схем. Причем каждый архетип имеет свой персональный материальный носитель информации (пси-квант), обладающий уникальными  частотными характеристиками.

          Одну из ключевых позиций в жизни человека занимают ощущения, чувства и эмоции.

          Кибер-психология рассматривает ощущения как зашифрованную информацию об окружающем мире, позволяющую отличить один объект от другого, а чувства как информацию о том, насколько правильной является выбранная модель поведения человека в данной ситуации. Так, чувство боли, возникающее при поднесении руки к открытому огню, есть не что иное, как зашифрованная информация «модель поведения неверная». Кстати, мысль о том, что чувства имеют информационную природу, не нова. Еще К.Г. Юнг в «Аналитической психологии» упоминал психологов, которые считали, что чувство – это «незаконченная», «ущербная», «хромая» мысль.    

         Как ощущения и чувства, эмоции имеют биоинформационную природу. Кибер-психология рассматривает эмоции как зашифрованную информацию о том, какие чувства при предыдущих контактах человека с данным объектом доминировали, – положительные или отрицательные. Если чувства были преимущественно положительные, то и эмоции, связанные с данным объектом, будут положительными, и наоборот.

          Причем, представители большинства психологических школ сходятся в том, что психически здоровый человек запрограммирован на совершение лишь таких действий, которые ведут к возникновению у него в перспективе (краткосрочной или долгосрочной) положительных чувств (эмоций). В частности,  о том, что «эмоции образуют основную мотивационную систему», пишет и Кэррол Е. Изард в «Эмоциях человека».   

          Попутно хотелось бы подчеркнуть, что с позиции кибер-психологии психически здоровый человек запрограммирован на совершение лишь таких действий (микро,- и макроуровня), которые ведут его к удовлетворению различных потребностей. Таким образом, характер чувств (эмоций) есть не что иное, как показатель правильности (ошибочности) выбранной модели поведения на пути удовлетворения конкретных потребностей.

          С позиции кибер-психологии, психически здоровый человек – это человек, психическая деятельность которого подчинена оптимальному набору постоянных и временных программ.

Таким образом, постулируется, что существует некий оптимальный набор программ, определяющих психическую деятельность данного человека, который обеспечивает ему наилучшее эмоциональное состояние. В свою очередь, любое отклонение данного набора программ от оптимального становится причиной эмоционального расстройства.       

          Существуют две основные причины возникновения негативных эмоций на пути удовлетворения данной временной потребности  клинически здорового человека.

          А) Попытка удовлетворить временную потребность, которую данный человек в силу различных объективных причин не способен удовлетворить в принципе (речь о нереальных потребностях).

          Б)  Использование в целях удовлетворения реальных потребностей дефектного инструментария (моделей мышления и поведения).

          В последнем случае речь идет о моделях мышления и поведения, соответственно, игнорирующих удачный опыт удовлетворения данной потребности другими людьми;  законы природы, человека, общества (включая законы формальной логики).

          Таким образом, на практике при оказании психологической помощи клинически здоровому человеку при легких эмоциональных расстройствах рекомендуется использовать следующий алгоритм поиска причин возникновения отрицательных эмоций в той или иной ситуации.

           Во-первых, необходимо выяснить, какая неудовлетворенная потребность связана с ухудшением эмоционального состояния человека.

            Во-вторых,  следует установить характер такой потребности с позиции ее «реальности» для данного человека.

            Если потребность «нереальна», то пациента необходимо убедить в этом, поскольку дальнейшее общение с «неубеждаемым» пациентом смысла не имеет.

            В-третьих, если потребность «реальна», необходимо подвергнуть ревизии выбранный инструментарий ее удовлетворения (модели мышления и поведения) с позиции того,  насколько полно при выборе инструментария использовались законы природы, человека, общества (включая законы формальной логики), а также удачный опыт удовлетворения данной потребности другими людьми.

          После выявления основных причин возникновения отрицательных эмоций, связанных с неудовлетворением той или иной потребности, следует приступить к этапу собственно «эмоциональной психокоррекции», содержанием которой является замена одних (вредоносных) моделей мышления и поведения на другие (полезные).

         Приведу пример использования вышесказанного на практике.

         Несколько лет назад мне пришлось столкнуться со студенткой, выбравшей крайне амбициозную модель поведения, в то время как «звезд с неба она не хватала».  Понятно, что отношения, как с преподавателями, так и сокурсниками  были у нее непростые.

          И вот однажды во время моей лекции по теории рекламы студентка с вызовом заявила: «А вот я это не понимаю!», педалируя на слово «я». «Почему вы так подчеркиваете слово «я»? Вы претендуете на некую исключительность?», - поинтересовался я. «Да, с вызовом, - заявила студентка, - я претендую на некую исключительность». «Тогда прошу к доске», - сказал я.  Студенка стремительно подошла к доска. «А теперь берем мел, и приводим все ваши наиболее значительные достижения». Студентка – все еще по инерции – схватила мел, однако ничего написать не смогла. После этого случая, как говорили коллеги, отношения у нее с группой резко улучшились.

         Механизм формирования дефектного инструментария удовлетворения потребности «быть значимой» тут достаточно прост. Видя свои «средние» достоинства, с одной стороны, и желая получить уважение и признание в группе, с другой, она пошла по пути меньшего сопротивления, – а именно по пути «отгрузки» своих скромных реальных достижений в глубину подсознания и внушения самой себе мысли о своей особой исключительности. Разумеется, все это протекало на неосознанном уровне, на уровне «быстрого» мышления. Понятно, что в своей исключительности она смогла убедить только себя. Ну, а просьба перечислить свои достижения вернула ее в реальность, т.е. к тому моменту, который предшествовал «отгрузке» реальных достижений в глубину подсознания.