Выдержки из материалов ФБР и суда Нью-Йорка по делу «российских шпионов»

На сайте Министерства юстиции США опубликованы материалы по делу 11 человек, арестованных по подозрению в шпионаже в пользу России, а также отмывании денег. Редакция Slon.ru выбрала некоторые интересные моменты из этого документа, показывающие, какие именно действия задержанных американцев правоохранительные органы считают шпионажем.

Агент с ноутбуком

Тайных сотрудников российской Службы внешней разведки (СВР) традиционно называют в ФБР «нелегалами». Так называемые «нелегалы» проходят обучение в СВР и после успешного окончания командируются в зарубежную страну под вымышленными именами и легендами, чтобы работать в интересах России.

В рамках расследования ФБР было установлено, что цель «нелегала» – стать настоящим американцем, чтобы иметь возможность устроиться на работу и под прикрытием собирать информацию о США.

Анна Чапман и Михаил Семенко в 1990 году сговорились и стали совершать преступления против США, следует из обвинительных документов и данных специального агента ФБР Амита Качиа-Патель, который руководил расследованием.

Заговорщики использовали методы тайной конспирации. Под тайной конспирацией ФБР подразумевает беспроводную связь между двумя ноутбуками, которую «российские заговорщики» использовали для обмена данными между собой и СВР.

Анна Чапман


Правоохранительные органы США установили плотную слежку за Анной Чапман в январе 2010 года. Установлено, что Чапман каждую среду в 10:00 по местному времени с января по июнь 2010 года приезжала к зданию российской миссии ООН на Манхэттене.

20 января 2010 года: Чапман в кофейне на пересечении 8-й и 47-й улиц на Манхэттене. Агенты ФБР установили, что к окну кофейни подъезжал автобус. В это время начинала работать беспроводная сеть передачи данных между двумя ноутбуками (Чапман и ее пособника – в документах упоминается как «чиновник №1») под названием AD HOC Network. Чапман и чиновник использовали коммерчески доступные технологии для передачи данных, а именно ноутбуки Mac.

Еще одна встреча Чапман и «чиновника №1» состоялась в книжном магазине на Warren Streets. «Чиновник №1» находился на противоположной от магазина стороне улицы. Продолжительность сеанса передачи данных составила 20 минут. Сама Чапман находилась в магазине около получаса.

Следующий сеанс должен был состояться 7 апреля 2010 года в центре Манхэттена. Однако «чиновник №1» заметил слежку, и встреча была отменена. Следующие встречи состоялись 21 апреля, 5 мая, 9 июня и последняя прошла 16 июня. Во время всех встреч шпионы обменивались данными между своими компьютерами через беспроводную сеть. Анна Чапман была задержана и арестована в воскресенье на Манхэттене.

Михаил Семенко


Еще одним фигурантом шпионского дела является некий Михаил Семенко. Он, по данным ФБР, контактировал с «чиновником №2», который предположительно являлся сотрудником российской миссии ООН. В ходе одной из встреч с Анной Чапман у них сложился следующий диалог (изначально обвиняемые говорили на русском языке, но после решили говорить на английском, чтобы не привлекать к себе внимания):

Семенко: Скажи мне, как идут дела? Чем ты занимаешься сейчас?
Чапман: Все отлично, за исключением связи (обвинение уверено, что речь идет о сеансах передачи данных «чиновнику №1»). Мне нужно узнать о тебе больше, прежде чем говорить с тобой о чем-либо еще.
С.: Что ты. Я работаю в том же отделе, что и ты, но здесь я работаю в консульстве. Хорошо. Мое имя Роман. Меня зовут Роман и я работаю в консульстве. Уже завтра мне будет нужна твоя помощь, почему нужно ждать до твоей среды (сеансы передачи данных Чапман традиционно совершала по средам). Ты будешь встречаться в эту среду?
Ч.: Нет. Но в следующую.
С.: Мне известно, что у тебя есть некоторые технические проблемы. Но я, к сожалению, в этом не разбираюсь. Я не знаю, как установить соединение, но ты могла бы мне объяснить, и я бы все передал. Кроме того, я знаю, что через две недели ты улетаешь в Москву (….). Это не совсем «как в среду с ноутбуками», немного по-другому. Это уже следующий шаг. Можешь мне рассказать?
Ч.: Хорошо.
С.: Все должно пройти гладко. Объясню почему. Есть человек такой же хороший как и ты (речь идет о другом агенте).

Но в отличие от тебя, она не находится здесь под своим настоящим именем. Получается следующее: она в стране, и ты должна передать ей новые документы. Понимаешь? Документы у меня на руках, я дам их тебе, чтобы ты передала ей завтра утром.
Ч.: Хорошо.
С.: Следующий шаг. Это не «ноутбук с ноутбуком». Следующий этап в нашем деле это «человек с человеком». Готова?
Ч.: Да. А этот человек уже в Нью-Йорке?
С.: Так ты готова?
Ч.: Черт! Конечно.
С.: Расскажи мне про ноутбуки. У тебя до сих пор с ними технические трудности? Все со связью?
Ч.: Да. Я думаю, что к тому моменту, как ты вернешься назад, все будет нормально.
С.: Делай как знаешь....
Ч.: Но в целом мне будет удобнее, если я отдам тебе ноутбук.

В дальнейшем в ходе встречи Чапман передала ноутбук Семенко. Сторона обвинения считает, что именно этот ноутбук использовался для сеансов передачи данных. Михаил Семенко был арестован в Арлингтоне (Техас).

Семейные пары и скрывшийся канадец

В начале 1990 года в Нью-Йорке и других районах США Ричард и Синтия Мерфи, Кристофер Р. Метсос, Дональд Говард Хитфилд, Трейси Ли Энн Фоли, Майкл Зоттоли, Патриция Майлз, Вики Пелаез и Хуан Лазаро организовали группу, которая занималась шпионажем в пользу России. В группу также входили Анна Чапман и Михаил Семенко, однако их расследование было выделено в отдельное делопроизводство.

В рамках специального расследования под названием «Нелегалы» ФБР вела за ними многолетнюю слежку. Целью агентов было получении информации относительно США и передача ее в Службу внешней разведки (СВР) России. Агенты используют в работе технические средства для взаимодействия между собой, а также секретные шифры азбуки Морзе. «Нелегалы» для легенды работают в парах под видом любовных отношений. В некоторых случаях у них есть совместные дети.

Кристофер Р. Метсос – по данным ФБР, гражданин США; он неоднократно приезжал в США, встречаясь с агентами. Многочисленные случаи были зафиксированы во время слежки в Нью-Йорке. Задержан на Кипре (но затем отпущен под залог).

Ричард и Синтия Мерфи – супружеская пара. По легенде, Ричард – коренной житель Нью-Йорка, а его жена приехала в 1990 году из Нью-Джерси.

Дональд Говард Хитфилд и Трейси Ли Энн Фоли – супружеская пара. Проживали в особняке в предместьях Бостона. Оба, якобы, родились в Канаде. Живут в США с 1999 года.

Майкл Зоттоли и Патриция Майлз – супружеская пара. Живут в Вашингтоне. В США с 2001 и 2003 года соответственно.

Хуан Лазаро и Вики Пелаез – по легенде, Хуан родился в Уругвае, его жена – в Нью-Йорке. Живут в США около 20 лет.

Основания для обвинений

Вики Пелаез 14 января 2000 года получила пакет с деньгами от представителя российского правительства. Кристофер Метсос получил от сотрудника российской миссии ООН сумку с деньгами и документами в мае 2004 года. Кроме того, ему передавала деньги Патриция Майлз.

Дональд Говард Хитфилд на протяжении 2004 года встречался с американскими чиновниками, которые были близки к исследованию о мировом ядерном потенциале.

Трейси Ли Энн Фоли занималась тем, что пересылала информацию в СВР России.

Передача данных

Стенография: СВР использует оборудование, которое не является коммерчески доступным. Оборудование позволят вставлять шифрованные сообщения в изображения на общедоступных интернет-сайтах.

Радиограммы: основное общение с СВР шло путем азбуки Морзе.

Агенты СВР получали заработную плату и компенсации. ФБР удалось установить, что в одном из случаев шпион получил от СВР $64 500. Расходы были следующими: аренда недвижимости – 8500 долларов, связь – 160 долларов, аренда автомобиля – 2180 долларов, страховка – 432 доллара, газ – 820 долларов, образование – 3600 долларов, платежи – 1000 долларов, медицинские расходы – 139 долларов, юристы – 700 долларов, подарки и ужины – 1230 долларов, почта, интернет, компьютер – 460 долларов, покрытие бизнес-расходов – 4900 долларов, встречи и поездки – 1125 долларов.

Фигуранты второго дела помимо шпионажа обвиняются в отмывании денег.