Овощное состояние

На модерации Отложенный
Как докричаться до государства
«Газета.Ru» 


Кадр из мультфильма «Чиполлино»

Союзмультфильм Кадр из мультфильма «Чиполлино»

Пока государство под молчаливое равнодушие большинства закрывает общественные организации одну за другой, в столичном театре идет детский спектакль по мотивам сказки о приключениях Чиполлино с измененным финалом. Недовольные овощи в нем не свергают власть, а просят отменить несправедливые указы. И их отменяют. В реальной жизни вера в такие сказки вряд ли поможет. Ведь, чтобы достучаться до власти, как раз и нужны независимые, а не только сервильные НКО. 

Верховный суд Татарстана ликвидировал одну из самых активных правозащитных организаций России — «Агору». Она стала первой в российской истории НКО, ликвидированной по решению суда. В иске Минюста говорится, что организация нарушила требования к закону о некоммерческих организациях — будучи «иностранным агентом», «продолжала влиять на общественное мнение».

Интересно, а чем, по мнению всех этих людей, должны заниматься правозащитники? Печь пирожки? Юристы «Агоры» брались за дела, вызывавшие очевидный общественный резонанс, — как, например, убийство адвоката Маркелова, дело «БОРНа», дело о пытках в казанском отделении полиции «Дальний», «болотное» и многие другие. Как заметила омбудсмен Элла Памфилова, «Агора» стала жертвой широкого толкования Минюстом РФ понятия политической деятельности:

«Если эта тенденция продолжится, то скоро в России не останется ни одной общественной организации, которая добивается от власти решения тех или иных проблем в области прав человека».

И вот уже вслед за «Агорой» Минюст по решению суда собирается ликвидировать фонд в поддержку демократии «Голос», который занимался организацией наблюдения на выборах. Претензии ведомства заключаются в нарушении устава и требований того же закона о НКО.

Конечно, накануне избирательной кампании и в разгар экономического кризиса нужно заткнуть всех, кто хоть как-то подает еще голос о несправедливостях в стране, призывает людей обратить внимание на нарушения, задуматься не только о своей песочнице, но и о качестве жизни в целом, о правах и обязанностях, взаимных — не только людей, но и власти. Потому что теперь как-то все больше и больше получается, что у граждан — одни обязанности, зато у властей всех уровней — много-много прав. На все.

Почему граждане перестают сочувствовать дальнобойщикам, ипотечникам и ларечникам

Союз разрушимый

Под разговоры о небывалом единении нации власти хорошо научились разобщать граждан по самым разным поводам, уже далеко не только политическим. Вот...

В среду Роскомнадзор внес в реестр запрещенных сайтов портал «Роскомсвобода». В решении суда говорится, что страница сайта с информацией об обходе блокировок помогает гражданам «получать неограниченный доступ к запрещенным материалам, в том числе и экстремистским». При этом сами анонимайзеры в России не запрещены, а портал начал свою работу именно как борец за свободу распространения и получения информации.

...А в Театре содружества актеров Таганки вот уже больше года идет детский спектакль по мотивам сказки о приключениях Чиполлино с новым финалом, который неизменно вызывает изумление родителей.

Вплоть до конца пьесы действие на сцене развивается как у Джанни Родари: принц Лимон обкладывает подданных все новыми налогами, полицейские-лимончики бросают несогласных в тюрьму, у кума Тыквы отбирают домик, несмотря на то что у него было разрешение на постройку («Мне его дал когда-то сам синьор граф Вишня! — Граф Вишня умер тридцать лет тому назад, а теперь земля принадлежит двум благополучно здравствующим графиням. Поэтому убирайся отсюда вон без всяких разговоров! Остальное тебе разъяснит адвокат»).

В конце оригинальной сказки, как известно, у овощного народа лопнуло терпение, и под предводительством Чиполлино он свергнул принца Лимона, восстановив социальную справедливость. Однако в спектакле, который сегодня идет в Москве, все иначе:

никакой революции овощи не устраивают, а приходят с челобитной к принцу Лимону. Тот раскаивается в своем поведении и отменяет несправедливые указы.

Надо признать, режиссер детского спектакля точно угадала взрослую мечту: никто в России не хочет никаких революционных потрясений — слишком много их было в истории нашей страны. Большинство мечтает о сказке со счастливым концом. Что рано или поздно принц Лимон узнает, что овощам плохо без их домиков и ларьков, что их обкладывают налогами так, что не хватает на жизнь, а приближенные «вишенки» снимают с этого сливки. Собственно, портреты Путина и в кабинах бастующих дальнобойщиков, и вывешенные в качестве охранной грамоты на дверях сносимых торговых павильонов — это та самая вера в счастливый финал. Что главное — докричаться, объяснить, что происходит явная несправедливость, и Лимон отменит ошибочные указы, урезонит «вишенок» и другие жадные фрукты.

Даже если верить в эту сказку, проблема в том, что в жизни доказать что-то государственной машине, достучаться до нее, может только сильный голос общества.

Андрей Колесников о ненависти к переменам как национальной скрепе

Надо больше стабильности

Бывает перманентная революция, о которой толковал Троцкий (Бронштейн). А бывает перманентная стабилизация. Тут для прояснения деталей необходима...

То есть те самые общественные организации, образованные по самым разным интересам групп граждан, которые в последние годы как только не заклеймили — и «иностранными агентами», и «нежелательными организациями», а то и просто предателями и «пятой колонной». То есть все попытки «овощей» что-то объяснить власти мирным, дискуссионным путем отсекаются еще на подступах к дворцу.

Как сказал в недавнем интервью мультипликатор Юрий Норштейн, «в России произошла ужасная вещь… И в этом в большой степени вина Путина и его окружения. Они выстригли на сто километров вокруг себя траву, леса и деревья, чтобы, не дай бог, в этом пространстве не подкрался супостат — человек, который вдруг будет услышан как предполагаемый политик…»

Ведь если не будет «Агоры» — не значит, что больше не будет пыток в отделениях полиции, это значит, что о них не узнает ни принц Лимон, ни сам овощной народец, пока сам не попадет в кутузку.

Не будет «Голоса» — не значит, что не будет нарушений на выборах, просто о них трудно будет узнать даже из интернета, потому что «Роскомсвободы» тоже не будет.

Останется только раз в год прямая линия с президентом, где пара-тройка граждан смогут крикнуть в микрофон о своих проблемах — сарай там потек или куклу на день рождения дочке не на что купить.

Сарай починят. Куклу купят. Сказки иногда сбываются. Но только такие — единичные, сугубо индивидуальные, не затрагивающие основы.