Феодальное рабство XXI века…
Дорога, вымощенная криминальными деньгами…
Из почты этих дней
Давно замечено на Руси, что во времена крупных трагедий вроде войн, эпидемий и экономических реформ в обществе по законам геометрической прогрессии размножаются паразиты, которые используют смутное время в узкокорыстных целях. Открытое разграбление одной и той же группой варваров 11 крупных сельхозпредприятий в Кировской области – яркий пример циничного попрания закона. Многочисленные обращения потерпевших к чиновникам и в правоохранительные органы разных уровней, от Москвы до самых до окраин, к сожалению, результатов не принесли. Имея высшее юридическое образование и 26-летний опыт следственной и оперативной работы в милиции, я расскажу об этой истории так, как ее увидел.
Как попали в рабство колхоз и птицефабрика…
В 2006 году правительство Кировской области продало в частные руки последнюю в области государственную птицефабрику – Нолинскую. Вначале на фабрику назначили заказного директора, и перед приватизацией умышленно загнали предприятие в долги к будущим собственникам, которые все корма для птицы поставляли по сверхвысоким ценам, а продукцию птицефабрики покупали по ценам сверхнизким. В результате, когда госпредприятие накопило крупные долги, правительство передало фабрику из своих рук в частные путем зачета этих долгов с символической доплатой. Счастливчиком-покупателем стал владелец Зуевской птицефабрики И.Г. Загоскин, он же гендиректор широко разрекламированного тогда агрохолдинга «Аль-Пари».
На соседний СХА (колхоз) «Ленинский путь» с центром в дер. Варнаки альпарийцы положили глаз, узнав о солидных площадях колхозного леса. Колхоз оказался в руках «альпарийцев» в результате манипуляций, похожих на рейдерский захват. Под обещания вложить в СХА свои инвестиции представители «Аль-Пари» вошли в правление колхоза, после чего стали распоряжаться его имуществом как собственным, а заседания правления проводить на своих территориях, часто без участия колхозных представителей. В результате превратили колхоз «Ленинский путь» в поручителя по кредитам, заложив все его имущество в Сбербанк.
Если говорить более предметно, колхоз был обременен договорами поручительства по кредитам «Аль-Пари» на сумму 695,9 млн руб. при балансовой стоимости всего колхозного имущества на 43 млн руб. Многие из колхозников лишились своих земельных паев. В залог был отдан весь колхозный скот, хотя он входил в неделимый фонд предприятия. И самое главное, колхозники даже не знали о сделках, а колхоз от поручительств не получил ни копейки.
Отчего банки бывают щедрыми…
Заемщиками денег у банков выступали сельхозпредприятия четырех районов области: СПК (колхоз) «Птицевод» Яранского района, ЗАО «Кировец» Немского района, ОАО «Птицефебрика «Нолинская» Нолинского района и ЗАО «Зуевская птицефабрика» Зуевского района. Связывало их всех то обстоятельство, что если не единственным, то основным их владельцем (акционером, учредителем) являлся Игорь Геннадьевич Загоскин, генеральный директор не зарегистрированного в ФНС агрохолдинга «Аль-Пари».
Все кредиты названным юридическим лицам выдавал ОАО «Сбербанк России» в лице Кировского отделения и его подразделения в г. Советске. Основная часть кредитных договоров (37 из 42), что были заключены с поручительством колхоза, относится к 2012 году. Это был какой-то кредитный шторм. Словно участники кредитных операций заболели хроническим кредитным обжорством. Только в ноябре 2012 года было оформлено 22 кредитных договора, а еще 8 договоров в декабре. Среди «золотой» кредитной четверки особенно выделялась Зуевская птицефабрика. Именно ей были открыты кредитные линии на десятки миллионов рублей каждая, вот некоторые из этих сумм: 30 млн, 42 млн, 88 млн и 92,6 млн рублей. И по всем 42 договорам преданным гарантом возврата выданных сумм выступил «Ленинский путь» с его хиленькими собственными активами. Были и другие кредиты, но уже без участия колхоза. Одной особенностью кредитных договоров было то, что они субсидировались госбюджетом и были целевыми. Но кредитополучатели распоряжались заемными финансами как хотели: брали деньги на одно предприятие, а расходовали совсем на другое и на иные цели, не заявленные в договорах. И эта особенность выводит участников сделок на криминальное поле, так как такие действия следует квалифицировать как уголовно наказуемое мошенничество в крупных размерах.
Закон отправили в отпуск…
Наверное, каждый здравомыслящий человек спросит: а как такая кредитно-денежная практика соответствует закону?
Могу только предположить, что закон тогда явно был отправлен в отпуск, так как, в соответствии с ФЗ № 193 от 8 декабря 1995 года «О сельскохозяйственной кооперации», сделки стоимостью от 10 до 20 процентов от активов колхоза могут совершаться только по решению правления колхоза и его наблюдательного совета.
А если величина сделки свыше 20 процентов от активов, сделка заключается по решению общего собрания. Здесь каждый кредит был выдан с нарушением этих требований. Дать согласие на заключение сделок, о которых идет речь, могли только самоубийцы.
Позднее председатель колхоза В.Б. Лобанов обратился за защитой в приемную УМВД Кировской области. В своем заявлении он указал, что многие подписи в договорах поручительства выполнены от его имени другим лицом, а печать на документах – поддельная. Должной оценки это заявление не получило до сих пор. Как человек, проработавший в системе Сбербанка около 7 лет, могу сказать, что в подразделениях Кирова и области существуют сильные кредитные и юридические службы, которые даже мельчайшие недоработки в документах заемщика не пропустят. Какая сила заставила их заключать договоры с грубыми нарушениями в данных конкретных случаях, можно только догадываться.
Что касается Нолинской птицефабрики, на конец ноября 2013 года ее кредиторская задолженность 925 млн рублей.
Плохие хозяйственники или матерые мошенники?
В России за последнюю четверть века появилось немало матерых заемщиков, которые научились не только получать миллиардные кредиты, но и уходить, подобно герою сказки «Колобок», от ответственности по возврату кредитов. В нашем случае нести ответственность за возврат кредитов было суждено (по замыслу аферистов) СХА (колхозу) «Ленинский путь», который в этой кредитной цепочке выполнял роль поручителя – «черного козла». Все заемщики дутого агрохолдинга «Аль-Пари», когда подошло время платить, заявили о своей несостоятельности. Все они были признаны по суду несостоятельными и банкротами.
ЗАО «Зуевская птицефабрика» с кредиторской задолженностью в 1 млрд 416 млн рублей. При этом денежных средств на ее счетах обнаружено не было.
Яранский СПК (колхоз) «Птицевод» пришел к банкротству с долгами в 1 млрд 368 млн рублей. И в этом случае денег на счетах предприятия не оказалось.
В отношении ЗАО «Кировец» Немского района 29.10.2014 г. введена процедура наблюдения. Деньги по полученным кредитам, могу предположить, ушли в свободное плавание и уже не сфере АПК.
Как добивают «Ленинский путь»
Еще 2 апреля 2014 года, когда колхозники обратились в арбитражный суд за защитой своих прав, требуя признать договоры поручительства недействительными, судья Горев в иске отказал, закрыв глаза на явные нарушения законодательства со стороны «альпарийцев». Но колхозники не сдались и обратились в вышестоящую судебную инстанцию. И вот 18 сентября Второй арбитражный апелляционный суд своим решением договоры поручительства колхоза на сумму 644,5 млн рублей признал недействительными и решение суда первой инстанции (судьи Горева) отменил.
Казалось бы, правда восторжествовала, но не тут-то было. С 21 мая 2014 года в отношении колхоза было назначено конкурсное производство, и нити управления хозяйством взяла в свои руки конкурсная управляющая Семакова Е.Е. Мало того что в ее лице колхозники не получили беспристрастного исполнителя закона, Елена Евгеньевна обращения колхозников в суд восприняла негативно. На дворе конец 2015 года, а 644,5 млн рублей, оспоренных колхозниками в апелляционном суде, до сих из конкурсной массы не исключены.
Случайные совпадения…
Лично нисколько не сомневаюсь, что на ниве наживы в этой истории совершено множество уголовно-наказуемых деяний. При наличии законов, формально защищающих права человека, ни один из этих законов на практике не сработал. Куда только не обращались за защитой прав пострадавшие в этой феодальной вятской истории, но все тщетно, хотя именно агрохолдинг «Аль-Пари» при схожих обстоятельствах привел к банкротству три колхоза в Яранском районе (СПК «Яранский», СПК «Искра», ООО «Дружба») и еще три колхоза в Зуевском районе (СПК «Рассвет», СПК им. Пушкина, СПК «Косинский»). Он же едва не разрушил ОПХ Фалёнской селекционной станции в Фалёнском районе. Кто следующий?
Уже многие годы сельским хозяйством области руководит Котлячков Алексей Алексеевич, приятель Загоскина И.Г., ныне министр сельского хозяйства, а Кировское отделение Сбербанка России возглавляет сын министра, тоже Котлячков Алексей Алексеевич, который свою карьеру в банке начинал с сектора кредитования. Место Котлячкову-младшему на должность управляющего Сбербанком уступил его прежний руководитель, ныне зампредседателя правительства, Кузнецов Анатолий Борисович. Своего рода семейный подряд получился.
При наличии явных признаков преступлений уголовное дело по указанным фактам не возбуждается. Скандал со своими замами не выгоден и губернатору, который имеет хорошую защиту в федеральном правительстве, да и по линии прокуратуры тоже. Родной брат Никиты Юрьевича Белых занимает солидную должность в ПФО. Случайно ли это, но все заявления колхозников в центр возвращаются на грешную вятскую землю.
Александр ЧУПРАКОВ,
полковник милиции в отставке
Комментарии